Детская дыхательная гимнастика

Содержание
  1. Дыхательная гимнастика для детей, упражнения по методике Стрельниковой, видео
  2. Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы
  3. Комплекс упражнений Стрельниковой для детей
  4. Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей
  5. Упражнения для детей с аденоидами
  6. Как помочь ребенку при частых бронхитах?
  7. Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет
  8. Есть ли у дыхательной гимнастики противопоказания?
  9. Дыхательная гимнастика для детей
  10. Первый комплекс дыхательных упражнений для детей
  11. Второй комплекс дыхательных упражнений для детей
  12. Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)
  13. Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями
  14. Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)
  15. Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей
  16. Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания
  17. Дыхательная гимнастика для детей 3—4 лет
  18. Пёрышко
  19. Курочка
  20. Пузырики
  21. Волна
  22. Часики
  23. Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ
  24. Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками
  25. Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста
  26. Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду
  27. Основные положения
  28. Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ
  29. Возрастные особенности дошкольников
  30. Первая и вторая младшие группы
  31. Средняя группа
  32. Старшая и подготовительная группы
  33. Дыхательная гимнастика ребенку
  34. Показания
  35. Противопоказания
  36. Подготовка ребенка к дыхательной гимнастике
  37. Методика проведения
  38. Осложнения

Дыхательная гимнастика для детей, упражнения по методике Стрельниковой, видео

Детская дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей.

Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям.

Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.

Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом.

Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом.

[attention type=yellow]

Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

[/attention]

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: причины возникновения аденоидов у детей и способы их лечения

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.

Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением.

Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные ые связки, но и на организм в целом.

Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

  • купированию резких приступов удушья;
  • устранению головных болей;
  • усилению концентрации внимания;
  • улучшению умственного развития;
  • укреплению защитных сил организма;
  • облегчению адаптации в детском саду и школе;
  • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
  • восстановлению утраченного голоса;
  • устранению заикания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: берут ли в детский сад без прививок и возможно ли это?

Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

  1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
  2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
  3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

Гимнастику рекомендуется проводить в игровой форме. Главное – заинтересовать ребенка. к статье демонстрирует выполнение дыхательной гимнастики Стрельниковой.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение.

Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций.

После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как выполняется гимнастика для 3 месячного ребенка?

  1. «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд.

    На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.

  2. «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится.

    Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.

  3. «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям.

    Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».

Упражнения для детей с аденоидами

Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе.

Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

  • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
  • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
  • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:

  1. «Ежик». Ребенок делает короткие вдохи и выдохи через нос, напоминающие фырканье ежа.
  2. «Подъемный кран». Исходное положение: ноги немного расставлены, руки прижаты к ключицам. На вдохе малыш тянется руками вверх, вставая на носочки.
  3. «Воздушный шарик». Ребенок набирает в легкие воздух, максимально надувая животик. Задержав на секунду дыхание, он медленно выдыхает воздух, произнося звук «ш-ш-ш-ш», имитирующий сдувающийся воздушный шарик.
  4. Дыхание через одну ноздрю. Зажав пальчиком правую ноздрю, ребенок вдыхает воздух другой ноздрей. То же самое нужно повторить с левой ноздрей. При этом рот должен быть закрыт.

Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью.

Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты.

Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет

Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.

Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме.

При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок.

Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.

Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним.

Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка.

У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.

Есть ли у дыхательной гимнастики противопоказания?

Несмотря на доказанную пользу и безопасность упражнений на дыхание, перед их проведением нужно обязательно проконсультироваться с педиатром. Гимнастика противопоказана детям при наличии:

  • тяжелых заболеваний внутренних органов;
  • гипертермического синдрома;
  • повреждений головы;
  • травм позвоночника;
  • хронического шейного остеохондроза;
  • кровотечений различной этиологии;
  • высокого артериального давления;
  • повышенного глазного и внутричерепного давления;
  • миопии;
  • тромбофлебита;
  • глаукомы;
  • желчнокаменной и мочекаменной болезни;
  • поражений сердечно-сосудистой системы.

Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.

Источник: https://www.deti34.ru/ukhod/massazh-i-lfk/dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detej.html

Дыхательная гимнастика для детей

Детская дыхательная гимнастика

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность.

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан).

При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

https://www.youtube.com/watch?v=c5T2n0sT1SA

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера “подуть на одуванчик”, “подуть на свечку”.

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение – прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами.

После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении.

После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

[attention type=red]

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение.

[/attention]

Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла.

Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе – во время паузы, третье – при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага – вдох, на 4 шага – выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцамипауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

[attention type=green]

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

[/attention]

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение – выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг – вдох, на 2 шага – выдох. Затем на 2 шага – вдох, на 3-4 шага – выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага – вдох, на 4 шага – выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

[attention type=yellow]

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

[/attention]

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз – выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

[attention type=red]

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

[/attention]

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук “м-м-м” (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 – вдох, на 3-6 – выдох; на 2 – вдох, на 3-7 – выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с ыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать – означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее.опубликовано econet.ru

А. Петраков, детский врач

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ua/articles/165370-dyhatelnye-uprazhneniya-dlya-detey-s-lor-zabolevaniyami

Дыхательная гимнастика для детей 3—4 лет

Детская дыхательная гимнастика

В два-три года ребёнку уже можно разъяснить правила и начать выполнять с ним дыхательные упражнения. Некоторые родители начинают заниматься дыхательной гимнастикой, когда ребёнку исполняется в год. Рекомендуем проводить занятия только в игровой форме, иначе малыш откажется.

В дыхательной гимнастике с малышами важен не только творческий подход взрослого, но и понимание сути происходящих процессов. Поэтому, сначала немного теории.

Чем активнее мы выдыхаем, тем больше места внутри лёгких освобождаем для вдоха. Без специальной тренировки рабочий объём лёгких весьма невелик. Рабочий — это тот объём, который освобождается во время выдоха и заполняется во время вдоха.

Как правило, он составляет куда меньше половины всего объёма лёгких. Оставшаяся часть заполнена остаточным, «застойным» воздухом, который, не обновляясь, становится благоприятной средой для жизнедеятельности болезнетворных бактерий.

Во всяком случае до тех пор, пока выброс гормонов или серьёзная физическая нагрузка не заставляет нас дышать активнее.

Долго и активно выдыхая, ребёнок буквально выдувает из себя остаточный воздух. При регулярном выполнении таких действий рабочий объём лёгких увеличивается — застойные явления устраняются, дыхание лучше снабжает организм кислородом.

Дыхательная гимнастика для детей: польза и техника безопасности

Пёрышко

Упражнение простое и подойдёт для самых маленьких. Небольшое птичье пёрышко — например, из подушки — следует как можно дольше удерживать в воздухе. Как? Попросту дуя на него.

Варианты упражнения:
— Устроить настольный футбол из шариков, свёрнутых из бумаги: забитым голом считается шарик, задутый между двумя кубиками.

— Вырезать из бумаги осенние листья и раздувать их по комнате, а зимой это могут быть снежинки.

— Бумажных бабочек подвесить на нитку и заставлять парить, дуя на них.

— Дуть на лопасти игрушечной ветряной мельницы.

Нужно следить за тем, чтобы вдох делался только через нос. Выдох — через рот. Покажите ребёнку, как складывать губы трубочкой, выдыхая. Такое положение губ является наиболее эффективным не только потому, что воздух выходит изо рта более плотной струёй.

Дело ещё и в том, что круговая мышца рта связана с диафрагмой — гибкой перегородкой между грудной и брюшной полостью, которая тоже является мышцей. Тренировка диафрагмы является важной частью дыхательной гимнастики.

Сложность в том, что это не рука или нога, двигать которой легко и просто.

[attention type=green]

Для тренировки диафрагмы нам требуются разные обходные пути. Губы в трубочку — один из них. Такое напряжение заставляет напрягаться и диафрагму.

[/attention]

Поэтому также важно, чтобы вдох происходил через нос — за это время и круговая мышца рта, и диафрагма успеют расслабиться, что поможет предотвратить спазм этих мышц.

Дыхание через рот используется только во время занятий. В обычной жизни дышать нужно через нос.

Надувание воздушного шарика — одна из модификаций описанного упражнения. Но сложнее, так как шарик создаёт сопротивление, заставляя ребёнка больше напрягаться.

Курочка

ИП — стоя, ноги на ширине плеч. При вдохе руки разводятся как можно шире в стороны, подобно крыльям. С выдохом следует наклониться (лучше при этом подсогнуть колени), опустить голову и произнести: «Тах-тах-тах», похлопывая себя руками по коленям. Повторить четыре-пять раз.

Пузырики

Это упражнение построено на тренировке диафрагмы посредством манипуляций с нижней частью лица, и также хорошо подходит для малышей самого нежного возраста.

Вдыхая через нос, ребёнок надувает что есть силы щёки, затем надавливает на щёки ладошками (или это делает за него взрослый), и воздух самопроизвольно выходит через рот. Игра получается весёлой и смешной. Повторять рекомендую не более двух-трёх раз.

По мере взросления малыша можно усложнить — когда выдох не происходит резко за счёт надавливания на щёки, а становится плавным и медленным. Ребёнок как бы стравливает воздух постепенно через слегка приоткрытый рот, что даёт ему навык контроля за дыхательными процессами.

Дополнительный бонус этого упражнения — оздоровление (за счёт устранения застойных явлений) различных труднодоступных областей лица, вплоть до гайморовых пазух.

Для достижения такого эффекта давление в ротовой полости должно быть достаточно большим и ощущаться барабанными перепонками.

Волна

ИП — лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги более-менее прямые, расслабленные. При вдохе ребёнок поднимает прямые руки вверх и уводит их назад, касаясь или почти касаясь пола.

С выдохом руки возвращаются на место по обратной траектории, при этом ребёнок произносит: «Вни-и-и-з». Эффект упражнения основывается именно на движении рук и согласовании этого движения с фазами дыхания.

Повторять можно до десяти раз.

Это и следующее упражнение развивают так называемое полное дыхание. Оно объединяет в себе верхнее, или подключичное, среднее, или грудное, и нижнее, или диафрагмальное. Полное дыхание даёт максимальную глубину вдоха и выдоха, то есть лёгкие насколько возможно заполняются при вдохе и опустошаются при выдохе.

[attention type=yellow]

Этим обеспечивается максимальный приток кислорода в кровь, устранение застойных явлений в лёгких. Полное дыхание оказывает самое благотворное воздействие на сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную системы организма. Обратите внимание, что выполнять упражнения нужно в спокойном темпе, не слишком быстро.

[/attention]

Чем полнее вдох и выдох, тем больше времени они занимают.

ИП — стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. При вдохе следует слегка присесть, при выдохе — подняться. С каждым следующим вдохом садимся чуть глубже, затем снова поднимаемся. Достаточно сделать три-четыре раза.

Игра в водолаза — это тренировка дыхательной системы через способность задерживать вдох. Ребёнок делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

Можно заинтересовать ребёнка рассказом о сокровищах, таящихся на дне, или устроить соревнование между детьми в группе.

Часики

ИП — стоя, руки опущены, ноги на ширине плеч. Прямые руки двигаются вперёд-назад, подобно стрелкам часов, одновременно с этим следует произносить: «Тик-так». Движения руками выполняются достаточно интенсивно, темп в данном случае достаточно быстрый, и специально следить за дыханием не нужно — дыхание произвольное. Повторить 10 раз.

Это базовый комплекс дыхательной гимнастики для малышей. В следующем выпуске рассмотрим упражнения, которые добавляются по мере взросления ребёнка.

Иллюстрации — Елена Юдина, верхняя — интернет

Источник: https://mchildren.ru/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

Упражнения по дыхательной гимнастике для детей в ДОУ

Детская дыхательная гимнастика

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками трудно переоценить. С момента рождения и примерно до двухлетнего возраста эту функцию выполняет крик и плач, но с развитием речи и мышления у малыша пропадает такая потребность и возникает необходимость специальных занятий.

Значение дыхательной гимнастики при работе с дошкольниками

Даже здоровые дети имеют развивающуюся иммунную систему и некоторые анатомо-физиологические особенности строения системы органов дыхания, что способствует возникновению воспалительных заболеваний слизистой оболочки, особенно в детских коллективах, где так называемые «детские» вирусные инфекции распространяется с мгновенной быстротой воздушно-капельным путем.

Дыхательная гимнастика

Кроме пресловутых «детских» инфекций, таких как ветряная оспа, скарлатина и т. д., существуют штаммы возбудителей ОРВИ, тропные именно к детскому организму, они то и поражают органы дыхания.

Кроме того, чем младше ребёнок, тем больше он имеет «вредного», и меньше «полезного» в верхних и нижних дыхательных путях.

Это соотношение меняется в сторону последнего благодаря системе дыхательных упражнений.

Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста

Обратите внимание! Дыхательная гимнастика как оздоровление детей дошкольного возраста, обязательно включена в программу по физическому развитию в каждом ДОУ, а также присутствует в различных методиках раннего развития детей.

Следует отметить, что это отлично от специальной лечебной физкультуры, которая назначается врачом индивидуально для каждого ребёнка, поскольку гимнастика более универсальна и имеет профилактическую направленность.

Систематически выполняемая дыхательная гимнастика для детей оказывает следующее позитивное влияние на организм каждого ребенка:

  • Общее оздоравливающее и общеукрепляющее действие.
  • Создание навыка правильного дыхания.
  • Повышение эффективности респираторного акта, благодаря более глубокому вдоху и более длинному выдоху.
  • У малышей это способствует лучшему развитию речи и артикуляции.
  • Систематичность и ритмичность выполнения комплекса даже самых простых упражнений для дошкольников вкупе с регулярной физической активностью способствует правильному развитию иммунной системы. Поскольку для нормального функционирования всех звеньев иммунной защиты организма необходим некий ритм физической активности, и повышение её уровня аэробности, то есть насыщения кислородом всех тканей и органов.
  • Повышение объёма жизненной ёмкости лёгких способствует развитию здоровой легочной ткани, создавая резерв.
  • Развитие дыхательных мышц. Основная мышца, координирующая акт дыхания — диафрагма, вспомогательные — межреберные мышцы, они у детей маленькие за счёт небольшого размера грудной клетки и горизонтального положения ребер. Дыхательные упражнения для детей развивают размер, силу, эластичность всех этих мышц, а также эластичность и гибкость всех хрящей и суставов грудной клетки.
  • Повышение снабжения кислородом миокарда (сердечной мышцы) и её развитие, а также повышение выносливости организма, подобие кардиотренировки у взрослых.
  • При комплексном подходе позволяет более эффективно справляться с заиканием и другими невротическими расстройствами.

Виды дыхательной гимнастики, практикуемые в детском саду

Существуют следующие виды дыхательной гимнастики в ДОУ:

  • Игры на дыхание;
  • Дыхательная гимнастика в стихах;
  • Дыхательная гимнастика по Стрельниковой;

Фото Александры Северовны

Сегодня в виртуальных пространствах имеется огромное количество презентаций и различных видео-уроков и мастер-классов по упражнениям на дыхание для дошкольников. Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей — это специально разработанная уникальная методика, задачей которой является формирование плавного и ритмичного респираторного акта и удлинение выдоха.

  Урок рисования в старшей группе ДОУ на тему «Цветы для мамы»

Александра Северовна Стрельникова — педагог по вокалу, автор наиболее популярной и эффективной дыхательной гимнастики, основанием которой послужили специальные комплексы упражнений для актёров. Она разработала данный комплекс сначала для своей дочери, у которой был порок сердца, а затем он получил широкое распространение для лечения больных астмой.

Важно! Вся система состоит из 13 упражнений, но для малышей достаточно выполнять только 3: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Для избавления от заикания прекрасно помогают «Насос» и «Обхвати плечи».

Некоторые упражнения гимнастики по Стрельниковой

Основные положения

Для большей эффективности во время дыхательной гимнастики необходимо выполнять следующие условия:

  • Вдыхание носом (возможно, с шумом).
  • Выдыхание ртом, плавно и медленно, самопроизвольно.
  • Каждое движение сопровождается вдохом.
  • Определённый ритм упражнений.

Требования к выполнению упражнений

Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ

Правила выполнения дыхательной гимнастики в дошкольных образовательных учреждениях, соответственно ФГОС:

  • Первым необходимым условием является чистое и хорошо проветренное помещение с температурой +22 градуса. Слишком сухой воздух (из-за отопления зимой) необходимо увлажнять хотя бы водой из пульверизатора или специального увлажнителя. Если используется сплит-система, то необходимо регулярно и вовремя очищать фильтры. Воздух должен быть достаточно оксигенированным, то есть содержать примерно 20 % кислорода благодаря зелёным растениям или использованию озонатора.
  • Все дети должны быть здоровы и одеты соответственно температуре в свободную удобную одежду.
  • Длительность занятий для дошкольников — сначала до 6 минут, иначе у малыша закружится голова, постепенно увеличивая до 15 минут в день.
  • Занятия дыхательными упражнениями для дошкольников проводятся непосредственно перед принятием пищи, это также способствует повышению аппетита.
  • Необходимо принять устойчивое положение и расслабиться.
  • Вдыхать через нос, выдыхать через рот.
  • Занятия должны быть ритмичные, в виде игры под музыку и приносить удовольствие.
  • Материалы для занятий должны быть безопасными и лёгкими: бумага, вата, воздушные шары.
  • Все движения должны быть плавными и медленными.
  • Обязательно удлинение выдоха.

Этапы последовательности выполнения действий:

  1. Зафиксировать позу;
  2. Расслабиться;
  3. Сосредоточиться;
  4. Выполнить упражнение;
  5. Отдохнуть.

Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей

Возрастные особенности дошкольников

В зависимости от возраста, детский организм имеет следующие особенности:

  • 2-3 года. В этом возрасте у детей носовые ходы и просвет гортани наиболее узкие, хотя и шире, чем в 1 год. Ребра имеют горизонтальное положение. Эпигастральный угол — тупой. Размер окружности грудной клетки немногим превосходит окружность головы.
  • 3-4 года. Повышается диаметр просвета верхних дыхательных путей и трахеи. Бронхиальное дерево развивается активнее. Грудная клетка увеличивается и в вертикальном и в горизонтальном размерах. Межреберные промежутки увеличиваются, и соответственно размеры и сила межреберных мышц. Размер диафрагмы также растет и повышает глубину и продолжительность вдоха.
  • 4-5 года. Все вышеперечисленные параметры растут и повышается дисциплинированность и устойчивость к физическим и интеллектуальным нагрузкам.
  • 5-6 лет. В этом возрасте наиболее интенсивно развиваются все органы и системы. Возможен первый «скачок» физического развития, особенно скелетно-мышечной системы, как правило, у мальчиков, но бывает и у девочек. Это влечет за собой интенсивное развитие всех органов и систем.
  • 6-7 лет. Более интенсивное развитие всех органов и систем, чем в предыдущие периоды.

  Диагностика креативного развития детей дошкольного возраста

Первая и вторая младшие группы

Это дети до четырёх лет. Занятия для них проводятся быстро и исключительно в игровой форме. Вот некоторые упражнения:

  • «Пузырики». Детки одновременно делают вдох через нос, затем надувают щёки (как пузыри) и затем выдыхают.
  • «Насосы». Со вдохом следует делать приседание, а с выдохом — подъем.
  • «Рубим дрова». Ручки нужно сначала поднять вверх на вдохе, а на выдохе — перед собой, словно рубят дрова.
  • «Паровозик». Нужно поиграть в паровозик, делается коллективно. Дети бегают как вагончики, вращают руками и громко говорят «чух-чух».
  • «Листопад». Листики из тонкой цветной бумаги кладут малышам на ладони и их следует сдувать, словно ветер с деревьев.
  • «Снегопад». Сдувание с ладошек «снежинок» из ваты или мишуры.
  • «Часы». Ребята имитируют руками стрелки часов и говорят «тик-так».

Средняя группа

Примеры некоторых упражнений:

  • «Воздушный шар». Надувание живота на выдохе и втягивание на вдохе. Дети стараются это сделать максимально, представляя себя воздушным шаром.
  • «Огнедышащий дракон». Вдох одной ноздрей, выдох — другой.
  • «Трубочка». Губы складываются трубочкой, вытягиваются вперёд и через них — резко глубоко вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть носом.
  • «Мыльные пузыри». Медленный вдох осуществляется с поднятием головы, а выдох — голова вниз.
  • «Ёжик». Вращение головы в стороны, сопровождая это быстрым и громким дыханием.
  • «Ушки». Дети сгибают шею сначала к одному плечу, касаясь ухом плеча, затем — к другому со вздохом. Поднятие головы вверх — на выдохе.
  • дыхательная гимнастика из комплекса Стрельниковой для детей дошкольного возраста.

Старшая и подготовительная группы

Старшая и подготовительная — это дети до семилетнего возраста и здесь вариантов упражнений может быть бесконечно много.

Обратите внимание! Можно использовать упрощенный вариант полного комплекса Стрельниковой, в том числе использование такого приема: несколько вдохов, один за другим, с последующим длинным выдохом

Таким образом, вышеописанные упражнения и системы являются идеальной базой для здоровья и гармоничного развития детей. А также высокоэффективным и наиболее лёгким превентивным методом.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

.com ▪ instagram.com

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-po-dyhatelnoj-gimnastike-dlya-detej-v-dou

Дыхательная гимнастика ребенку

Детская дыхательная гимнастика
читать далее

Дыхательная гимнастика ребенку — это комплекс специальных упражнений, направленных на улучшение работы органов дыхания. Методика устраняет кислородное голодание тканей, повышает сопротивляемость инфекциям, ускоряет обмен веществ, оказывает релаксирующий и седативный эффекты.

Гимнастика назначается ребенку при бронхиальной астме, ларингитах, трахеитах, частых ОРВИ, заболеваниях сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. Простая дыхательная тренировка может проводиться с малышами 2-3-летнего возраста, у старших детей сложность и длительность процедуры увеличиваются.

Стоимость рассчитывается исходя из продолжительности сеанса и структуры занятия.

Терапевтические эффекты процедуры основаны на сочетании приемов форсированных и поверхностных вдохов, дозированной задержки дыхания. При этом происходит тренировка основной дыхательной мышцы — диафрагмы, вспомогательной мускулатуры. Бронхи и бронхиолы расширяются, в легких расправляются все альвеолы, в результате чего жизненная емкость возрастает на 10-15%.

Специальные упражнения помогают ребенку выработать навыки правильного ритмичного дыхания через нос. Благодаря глубоким вдохам активируется работа мукоцилиарного клиренса, дыхательная система очищается от частиц пыли и патогенных микроорганизмов. Чередование различных приемов запускает рефлекторные связи, которые отвечают за частоту и силу сердечных сокращений.

Дыхательная гимнастика нормализует газовый состав артериальной крови, увеличивает скорость тканевого дыхания и окислительно-восстановительных реакций.

После процедуры все ткани насыщаются кислородом, повышается функциональная активность органов и систем. Тренировки улучшают работу центров коры головного мозга и подкорковых ядер.

Глубокое дыхание успокаивает ребенка, оказывает выраженный расслабляющий эффект.

Показания

В педиатрической практике элементарные упражнения для тренировки дыхательной функции используются уже в 2-3-летнем возрасте.

Врачи рекомендуют проводить гимнастику дошкольникам, младшим школьникам и подросткам для повышения общей реактивности организма, нормализации обмена веществ и устранения кислородного голодания тканей.

Процедура применяется у часто болеющих детей для укрепления иммунитета. Показания к назначению метода в лечебной практике:

  • Заболевания органов дыхательной системы. Поражение верхних дыхательных путей: хронический ринит, синусит, аденоиды. Бронхолегочная патология — бронхиты, пневмонии, бронхиальная астма.
  • Поражение речевого аппарата. Дисфония, ринофония, заикание.
  • Кардиологическая патология. Компенсированные врожденные пороки сердца, нейроциркуляторная дистония, миокардиты.
  • Эндокринные нарушения. Сахарный диабет 1 типа, аутоиммунный тиреоидит, гипотиреоз. Дыхательные занятия показаны ребенку с задержкой роста, обусловленной гормональными причинами.
  • Болезни опорно-двигательного аппарата. Сколиоз, врожденная миопатия, артриты.
  • Патологии ЖКТ. Гастрит, энтероколит, хронические запоры.
  • Реабилитация. Тренировка дыхания ускоряет восстановление после операций и травм.

Противопоказания

Дыхательная гимнастика отличается щадящим воздействием на детский организм, поэтому имеет небольшое число ограничений.

Не рекомендовано назначать упражнения ребенку в остром периоде инфекционных заболеваний с высокой лихорадкой, при истощении пациента.

Гимнастика не применяется до 2-летнего возраста, поскольку маленькие дети не могут выполнять команды инструктора. Абсолютные противопоказания:

  • сердечная или дыхательная недостаточность;
  • кровохарканье;
  • пневмоторакс, тяжелая эмфизема;
  • декомпенсированные пороки развития;
  • астматический приступ.

Подготовка ребенка к дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика, назначаемая ребенку, не требует специальной подготовки.

При наличии у пациента хронических заболеваний необходима консультация педиатра или профильного специалиста, стоимость которой оплачивается отдельно.

Процедуру не следует проводить сразу после еды: с момента последнего приема пищи должно пройти не меньше 1 часа. Для ребенка выбирают одежду из натуральных тканей, которая не стесняет движения грудной клетки.

Методика проведения

Дыхательная гимнастика проводится на индивидуальных занятиях с инструктором ЛФК, на логопедических занятиях, в домашних условиях. Комнату для процедуры нужно хорошо проветрить, оптимальная температура в помещении — не более 20-21°С. В теплое время гимнастику организуют на свежем воздухе. Количество дыхательных приемов и число повторений зависят от возраста ребенка.

Для дошкольников педиатры предлагают простые упражнения, которые выполняются в игровой форме: «Воздушный шарик», «Волна», «Водолаз», «Паровоз» и другие.

Ребенку необходимо совершать ритмичные поверхностные или глубокие вдохи, периодически задерживать дыхание, произносить определенные звуки и слова, которые стимулируют дыхательную мускулатуру.

[attention type=red]

У старших детей гимнастика дополняется форсированными вдохами, контролем движений грудной клетки. Возможно использование авторских комплексов гимнастики (Стрельниковой, Бутейко).

[/attention]

В профилактических целях процедуру проводят ребенку ежедневно во время утренней гимнастики или как компонент физкультминуток. Вначале дыхательные упражнения выполняют по 3 минуты, постепенно расширяя программу тренировки до 8-10 минут. В терапии и реабилитации методику комбинируют с приемами ЛФК и физиотерапевтическими воздействиями, что повышает общую стоимость сеанса.

Осложнения

При правильном и постепенном внедрении дыхательных практик нежелательные последствия наблюдаются крайне редко. Нормализация работы внутренних органов происходит медленно, поэтому на первых порах родителям может казаться, что занятия не дают ожидаемого эффекта. Иногда развиваются осложнения:

  • Головокружение. Неприятный симптом возникает после слишком длительных занятий, упражнениях на задержку дыхания в течение 30 с и более. В таком случае гимнастика прекращается.
  • Гипервентиляция. Глубокие частые вдохи приводят к повышению парциального напряжения кислорода в крови. У ребенка наблюдается тахикардия, мелькание мушек перед глазами, слабость, парестезии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/treatment/child-lfk/breathing-exercise

Правильное лечение
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: