Дизартрия у ребенка 5 лет

Содержание
  1. Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
  2. Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом
  3. Виды и степени дизартрии
  4. Что делать, если у ребенка дизартрия?
  5. Дизартрия у детей: лечение в 5 лет и позже
  6. Причины дизартрии и факторы, провоцирующие состояние
  7. Виды дизартрии и их характеристики
  8. Первые признаки и основные симптомы дизартрии
  9. Как можно диагностировать состояние?
  10. Методы лечения заболевания
  11. Дизартрия у детей лечение в 5 лет: причины, лечение и прогноз
  12. Описание и симптомы
  13. Степени развития недуга
  14. Коррекционные мероприятия
  15. Дизартрия у детей — что это такое, степени болезни, симптомы и лечение
  16. Главные характеристики бульбарной дизартрии
  17. Общие сведения
  18. Классификация
  19. Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии
  20. Симптомы развития патологии
  21. Симптомы дизартрии
  22. Стадии развития заболевания
  23. Характеристика клинических форм дизартрии
  24. Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 лет
  25. Симптомы и причины, вызывающие заболевание
  26. Лечение
  27. Коррекция
  28. Медикаментозное лечение
  29. Лечебная физкультура
  30. Нетрадиционные методы лечения
  31. Вспомогательные упражнения
  32. Итоги и прогнозирование

Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Дизартрия у ребенка 5 лет

Дизартрия – это нарушение всей произносительной стороны речи, которое вызвано буквально «отсутствием» связи между мышцами речевого аппарата и центральной нервной системой. В результате речь получается неясная, нарушается ее темп и мелодичность, непонятны почти все звуки.

О том, что у ребенка развивается дизартрия, свидетельствуют следующие симптомы:

  • Ему тяжело даются любые сложные движения, которые требуют точности. Например, не получается поднести ложку ко рту, застегнуть одежду (даже на липучки), брать мелкие предметы, делать зарядку, соединить пальцы в определенном порядке.
  • Ребенок неуклюжий, с трудом удерживает равновесие, плохо координирует свои движения.
  • Для дизартрии характерна излишняя слабость или повышенная напряженность лицевых и мимических мышц, из ротика часто течет слюна. В первом случае уголки рта всегда опущены, язык чаще высунут наружу, губы малоподвижны и почти не смыкаются. Во втором ротик плотно сжат, язык во время разговора часто дрожит и напряжен.
  • Очень быстро устает, его нельзя назвать активным.
  • Нарушения речевого дыхания: из-за очень короткого выдоха конец фразы еле слышен и сильно смазан.
  • Голос либо тихий, либо, наоборот, очень тонкий и высокий. Ему сложно управлять тоном, поэтому кажется, что ребенок что-то бубнит на одной ноте.
  • Темп речи слишком медленный, или чересчур быстрый, в любой случае, неясно, что малыш хочет сказать.
  • Практически все звуки произносит неправильно.
  • Почти не улыбается и вообще проявляет мало эмоций, вяло реагирует на родителей и близких, когда те появляются рядом.
  • Плохо различает форму, цвет, размер предметов, их положение в пространстве.
  • Навыки самообслуживания развиты слабо или отсутствуют вообще.

Первые признаки дизартрии могут проявляться еще в грудном возрасте. У таких детей очень слабый сосательный рефлекс, они быстро устают, поэтому не наедаются, даже если у матери много молока.

У них очень плохой тревожный сон, они часто плачут, просыпаются. Общее развитие замедляется, например, ребенок поздно начинает держать головку, ползать, сидеть, ходить.

К 1,5 годам у него появляются только слабые, очень нечеткие звуки, слова как таковые отсутствуют вообще.

Проверьте, все ли в порядке с вашим малышом

Понять, что нужно срочно обратиться к специалисту, помогут две небольших проверки, которые родители могут провести в домашних условиях.

Первый тест. Все движения нужно выполнять перед зеркалом, сначала проделайте их сами, потом попросите малыша их повторить.

  • Улыбнитесь, а затем вытяните губы трубочкой, при этом подбородок оставьте неподвижным, а челюсти сомкнутыми, двигайте только губами.
  • Покажите язык и спрячьте его.
  • Приоткройте рот, расплющите язык на нижней губе и удерживайте его в течение 3-5 секунд.
  • Широко открывайте и закрывайте рот, шлепайте губами.
  • Открывайте и закрывайте рот, вытягивайте губы в трубочку.
  • Откройте рот и коснитесь уголков рта кончиком языка, поводите им в разные в стороны, как будто это маятник часов.

Второй тест. Сложите руки в замок, а затем попросите это сделать малыша. Разомкните пальцы и поиграйте в такую игру: по очереди соединяйте большой палец с остальными, как будто пальцы здороваются.

Если ребенок правильно понял, что от него требуется, но у него никак не получаются эти движения, он не может удержать язык в нужном положении, улыбка выглядит кривой, а пальцы никак не соединяются, то это серьезный повод для беспокойства. Следует как можно быстрее обратиться к детскому неврологу и логопеду.

Виды и степени дизартрии

Специалисты выделяют несколько видов нарушения в зависимости от причины его появления.

  • Бульбарная форма вызвана повреждением черепно-мозговых нервов. Для нее характерен полный паралич мышц языка и глотки, при этом ребенок может пытаться произносить некоторые звуки, но безуспешно. Он говорит очень медленно и непонятно.
  • Псевдобульбарная форма проявляется в полной атрофии или сильном спазме мышц. Эта форма развивается из-за нарушения проводимости корково-ядерных путей.
  • Подкорковая дизартрия выражается в очень медленной речи и неконтролируемой мимике, внезапных выкриках, неправильной интонации. Возникает при поражении подкорковых узлов мозга.
  • Мозжечковая форма сама по себе встречается сравнительно редко, в основном она сочетается с другими видами дизартрии, возникает при повреждениях мозжечка. Ребенок с трудом контролирует свои движения, выкрикивает отдельные слова и звуки, плохо держит равновесие.
  • Корковая дизартрия развивается при поражениях коры мозга. Эту форму часто ошибочно диагностируют как алалию или диалалию. Ребенок может довольно хорошо произносить отдельные звуки, но не слова.

Прогноз при дизартрии зависит от того, как сильно успело развиться нарушение и насколько скоро родители обратились к специалисту.

  • Первую степень часто называют стертой дизартрией, поскольку явные признаки отсутствуют, и нарушение может определить только логопед.
  • При второй степени дефекты речи заметны, но речь ребенка в целом понятна.
  • Третья степень характеризуется очень неразборчивой речью, но можно различить отдельные слова, обычно выражающие просьбу.
  • При четвертой, самой тяжелой, степени ребенок не говорит вообще или смысл его слов непонятен даже родителям.

Без лечения дизартрия прогрессирует и приводит к более тяжелым нарушениям развития. Не упустите драгоценное время!

Что делать, если у ребенка дизартрия?

Диагноз ставится только после тщательного обследования у невролога и логопеда. Лечение всегда комплексное, оно направлено на коррекцию первопричины заболевания и восстановление функций речевого аппарата, постановку звуков, формирование речи. В программу лечения обязательно входят:

  • логопедический массаж;
  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения на формирование речевого дыхания;
  • упражнения для мелкой моторики;
  • общее укрепление нервной системы.

Важно не только регулярно посещать занятия с логопедом и выполнять все предписания невролога, но и много времени уделять коррекционным играм и упражнениям дома. Родителям важно наладить доверительные отношения с ребенком, не скупиться на похвалу при каждом, пусть небольшом, успехе.

Запишитесь на консультацию!

Источник: http://karkusha.su/priznaki-i-simptomyi-dizartrii-u-detey-2-4-goda/

Дизартрия у детей: лечение в 5 лет и позже

Дизартрия у ребенка 5 лет

Дизартрия – это патологическое состояние, которое встречается у 5% детей и характеризуется нарушением произношения слов из-за поражения отдельных отделов нервной системы. При данном явлении нарушается работа нервов, подходящих к органам речевого аппарата (мягкое небо, губы, язык). В результате чего проблемы отмечаются не с отдельными звуками, речь страдает в целом.

У ребенка может быть внушительный словарный запас и способности в области грамотного построения фраз, но понять его очень сложно из-за того, что звуки смазаны и неразборчивы.

Если выявить проблему на ранней стадии и вовремя начать профильное лечение, можно рассчитывать на благоприятный прогноз и полное восстановление речи у малыша.

Но и в данном случае все зависит от формы заболевания, степени его тяжести и готовности ребенка к интенсивной работе со специалистами.

Причины дизартрии и факторы, провоцирующие состояние

Нарушение работы нервных окончаний зачастую наблюдается в результате воздействия на детский организм следующих факторов:

  • Гипоксия и асфиксия плода во время беременности или затяжных родов.
  • Резус-конфликт у матери и ребенка.
  • Тяжелые гестозы.

Совет: Единственная возможная профилактика дизартрии у детей состоит именно в осторожном обращении беременной женщины со своим будущим малышом, отказе от вредных привычек, осложняющих беременность, осторожном ведении родов и отслеживании врачом всех изменений по ходу родовой деятельности.

  • Недоношенность, затяжная желтуха, родовые травмы.
  • Гидроцефалия, менингит, энцефалит, гнойный отит.
  • Гнойный отит у новорожденных (особенно при условии, что лечение было неправильным или несвоевременным).
  • Черепно-мозговые травмы. Они особенно опасны скрытыми последствиями, пока малыш не достигнет возраста 2 лет.

Дизартрия характеризуется довольно специфическими симптомами и особенностями поведения детей, поэтому регулярные диагностические осмотры у педиатра и диспансеризации, рекомендованные для определенных возрастных групп, позволяют вовремя заподозрить проблему. Не стоит отказываться от плановых посещений врачей, даже если кажется, что ребенка ничего не беспокоит и развитие идет по плану.

Виды дизартрии и их характеристики

Дизартрия у детей может проявляться в виде одной из форм, которые разделяются по типу расположения очага заболевания:

  • Бульбарная. Характеризуется параличом мышц, отвечающих за формирование звуков. Страдают целые группы мышечных волокон, поэтому на фоне основного заболевания отмечаются проблемы с глотанием жидкой пищи. При данной форме звуки практически не отличаются друг от друга, мимика у ребенка нередко отсутствует.
  • Псевдобульбарная. Паралич мышц, отвечающих за формирование звуков, наблюдается в результате поражения соответствующих отделов головного мозга. Для таких малышей характерен непроизвольный смех или плач, рефлексы орального автоматизма. Псевдобульбарная дизартрия обладает характерным признаком – монотонностью речи.
  • Корковая. В результате одностороннего поражения тканей коры головного мозга происходит парез или паралич речевых мышц. Общая структура речи у таких детей сохраняется, отмечается лишь неправильное произношение отдельных слогов.
  • Подкорковая. Поражаются подкорковые отделы, отвечающие за формирование речи. Разговор малыша получается смазанным и невнятным, это дополняется патологическими движениями в отдельных группах мышц.
  • Мозжечковая. Если повреждается мозжечок, то ребенок начинает говорит растянуто, тональность и громкость его речи постоянно меняется и сложно поддается контролю.
  • Смешанная. Самый частый вариант развития событий при травмах у детей в возрасте до 2 лет. В нем сочетается несколько перечисленных форм и характерных для них проявлений.

Чтобы определить тип заболевания недостаточно оценить его внешние проявления, только специалист может поставить окончательный диагноз, приняв во внимание клиническую картину и дополнительные методы исследования.

Первые признаки и основные симптомы дизартрии

Независимо от того, стала ли дизартрия последствием нарушения внутриутробного развития или влияния патологических факторов в первые недели и месяцы жизни, ее первые симптомы проявятся довольно быстро. Задача родителей вовремя отреагировать на подобные проявления и обратить на них внимание специалиста. Чем раньше будет организовано лечение, тем больше шансов на успех.

  • Крик ребенка отличается слабостью и монотонностью. Зачастую сложно отличить, требует он что-либо или пытается жаловаться на неудобства.
  • Сосание и глотание нарушены, грудничок постоянно давится молоком, не способен качественно пережевывать твердую пищу.
  • Мимика у таких детей отсутствует или не отличается многообразием эмоций и выражений. Лицо больше похоже на маску.
  • В плане моторного развития малыш заметно отстает, ползать и ходить начинает позже положенного срока. Нередко он пытается передвигаться не с помощью перекрестных движений рук и ног, а скачками или ползает на попе.
  • Гулять и лепетать он опять же начинает позже, в его речи постоянно присутствует назальная интонация, как будто у него заложен нос.
  • Может наблюдаться обильное слюнотечение. Это особенно заметно, когда малыш спит. Рот ребенка приоткрыт, из уголка капает слюнка.

Дизартрия представлена четырьмя степенями заболевания, которые разделяются по степени поражения речевой функции:

  1. Стертая (первая) степень. Сначала в поведении таких детей сложно найти существенные отличия от сверстников. Симптомы выражены слабо, нередко маскируются под другие состояния, связанные с нервными заболеваниями. Чаще всего такой диагноз ставится в 5 лет, когда различия становятся очевидны. Ребенок не уменьшает слова, а коверкает их, не может выдерживать интонацию, к концу фразы кажется, что он задыхается. Малышу сложно читать стихи с выражением, начинаются проблемы с грамотой (он не может определять звуки). Мимика скованна, отмечается слюнотечение. В данном случае лечение зачастую дает нужный результат вплоть до полного восстановления речевой функции.
  2. Вторая степень. Речь еще внятна, но дефекты очевидны. Окружающие способны понимать таких детей, но с приложением усилий. Лечение перспективно, но потребует больше времени.
  3. Третья степень. Ребенка понимают только его родители, близкие люди. Окружающим она кажется набором несвязанных звуков.
  4. Четвертая степень. Речь настолько невнятна, что ее не могут понять даже самые близкие для малыша люди, которые постоянно находятся рядом с ним.

По статистике чаще всего у детей встречается псевдобульбарная дизартрия, которая представлена рядом дополнительных симптомов. Это может быть нарушение мышечного тонуса, выраженная моторная неловкость (особенно в работе с мелкими предметами), тревожность и эмоциональные всплески. У такого ребенка знакомство со всем новым вызывает трудности и дискомфорт, даже если ему уже исполнилось 6-7 лет.

Как можно диагностировать состояние?

Окончательный диагноз «дизартрия» ставится только после осмотра малыша неврологом, логопедом, проведения МРТ головного мозга, транскранильной магнитной стимуляции и электроэнцефалографии. Осмотр у логопеда состоит из нескольких обязательных этапов:

  1. Проведение оценки речевых нарушений.
  2. Выявление расстройств, не связанных с произношением звуков.
  3. Оценка функционирования лицевой и мимической мускулатуры.
  4. Исследование ритма, темпа, разборчивости речи, особенностей произношения звуков, слогов и целых слов.
  5. У ребенка старше 5 лет специалист обязан провести оценку письменной речи.

После получения результатов всех перечисленных исследований ставится форма и степень дизартрии, что позволяет выбрать оптимальный вариант терапии.

Методы лечения заболевания

Независимо от степени тяжести состояния, его лечение в обязательном порядке включает наблюдение у невропатолога и регулярные занятия с логопедом. В ходе терапии проводится отработка у ребенка следующих навыков:

  1. Налаживание физиологически правильного дыхания.
  2. Оптимизация речевого дыхания посредством дыхательной гимнастики.
  3. Активизация работы элементов речевого аппарата.
  4. Развитие голоса и коррекция произведения звуков.
  5. Стимулирование мелкой моторики.
  6. Развитие речевой коммуникации с помощью налаживания тональности и отработки выразительности речи.

При желании дизартрия может лечиться в индивидуальном порядке или в составе группы. Нередко на занятия допускаются родители с целью их обучения и продолжения терапии в домашних условиях. Медикаментозное лечение проводится только в том случае, если патология развивается на фоне неврологических заболеваний, а состояние характеризуется выраженными сенсорными и двигательными расстройствами.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В этом случае сначала проводится терапия, направленная на устранение основной проблемы, и только после этого подключается логопед, проводящий необходимую коррекцию. На одном из этапов терапии вводятся физиотерапевтические процедуры, нередко применяется иглоукалывание и другие варианты воздействия на рефлексогенные точки.

Родителям необходимо подготовиться к тому, что лечение может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Все это время ребенок должен чувствовать поддержку со стороны близких.

Потеря контакта и отношение к малышу, как к инвалиду, может свести к нулю все старания врачей.

[attention type=yellow]

Только те дети, которых постоянно поощряют и поддерживают родственники, постепенно восстанавливаются и избавляются от мешающего нормальной жизни дефекта.

[/attention]

Источник: https://therebenok.ru/zdorove/diagnostika/dizartriya-u-detej.html

Дизартрия у детей лечение в 5 лет: причины, лечение и прогноз

Дизартрия у ребенка 5 лет

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Оно включает помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозную терапию. В наше время эта проблема довольно распространена, поскольку количество детей, появляющихся на свет с нарушениями деятельности нервной системы, увеличивается с каждым годом.

Описание и симптомы

Дизартрия — это заметное нарушение произношения, возникающее в силу слабой иннервации речевого аппарата из-за органического поражения ЦНС.

При этом недуге затруднена подвижность органов, участвующих в речевой деятельности (губ, языка, мягкого неба, гортани), отмечается слабость речевой мускулатуры и дыхания, что затрудняет артикуляцию, поэтому страдает не просто произношение отдельных фонем, а речь в целом.

Как правило, дизартрия возникает в детском возрасте, что приводит к сложностям в восприятии речи на слух, искажению произношения слов и как результат — нарушению навыков письма и чтения.

Дизартрия у детей не является самостоятельным недугом. Ее вызывают такие причины, как патологии внутриутробного развития, родовые травмы, расстройства нервной системы, нарушения мозгового кровообращения, инфекционные заболевания мозга, обширные интоксикации и др.

При таком недуге развивается обширный комплекс речевых и неврологических нарушений. Симптомы дизартрии можно выделить следующие:

  • речь нечеткая, смазанная, глухая;
  • часто ребенок говорит «в нос» или с «кашей во рту»;
  • голос тихий, слабый;
  • монотонность речи, отсутствие интонирования;
  • нарушен ритм дыхания;
  • сбивчивая речь, ускоренная или, наоборот, замедленная;
  • в тяжелых случаях наблюдается анартрия — неспособность произносить членораздельные звуки из-за поражения нервно-мышечного аппарата.

Нарушение артикуляции у детей может выражаться в повышенном или пониженном тонусе мышц речевого аппарата. Для ребенка характерно либо слишком сильное смыкание рта, ограничение движений, либо вялый язык, полуоткрытый рот, слюнотечение, ротовое дыхание. Затруднена артикуляция многих звуков, особенно согласных.

В силу сложности нарушения (мозговые поражения и т.п.) для дефектов речи при дизартрии характерна стойкость и трудность преодоления.

[attention type=red]

Период автоматизации звуков довольно продолжительный, поэтому лечение дизартрия требует длительное.

[/attention]

Детям с таким нарушением сложно воспринимать речь на слух, что затрудняет формирование словарного запаса и фонематический анализ и синтез. Это приводит к недоразвитию речи и дисграфии.

Степени развития недуга

Дизартрия у детей бывает легкой или тяжелой степени. Тяжелая обычно наблюдается у ребят с ДЦП и легко заметна. В речи наблюдаются сильные искажения, пропуски, замены звуков, она сложна для восприятия и понимания.

Порой родители уверены, что у ребенка нет проблем с речью, однако специалисты при поступлении в школу или при логопедическом обследовании обнаруживают у него стертую форму дизартрии (или легкой степени).

При ней наблюдаются небольшие нарушения в работе мышц артикуляционного аппарата, некоторые фонетические дефекты. Речь ребенка в основном понятна, но она невнятная.

В этом случае прогноз на восстановление артикуляции более благоприятен, нежели при тяжелой форме недуга.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Стертая дизартрия у ребенка не выделяет его резко среди ровесников, но есть ряд характерных особенностей.

Такие ребята говорят невнятно, у них плохой аппетит, поскольку им сложно пережевывать твердую пищу — яблоки, морковь, мясо и т.п.

С целью в любом случае накормить ребенка родители дают ему мягкую, перетертую пищу. Но такие действия, к сожалению, приводят к задержке развития речевого аппарата.

[attention type=green]

Мелкая моторика при стертой форме нарушения тоже страдает, а вместе с ней и гигиенические навыки, необходимые для воспроизводства точных движений. Ребенку трудно полоскать рот, поскольку слабый мышечный аппарат щек и рта это не позволяет. Нужно учить малыша надувать щеки, как будто во рту шарик, перекатывать воздух из одной половины рта в другую, втягивать щеки.

[/attention]

Дети-дизартрики с трудом застегивают пуговицы, отказываются зашнуровывать обувь. Это происходит вовсе не потому, что они ленивые или капризные. Им на самом деле тяжело это делать. Нужно развивать мелкую моторику рук, выполняя специальные упражнения, — пальчиковую гимнастику, перебирать крупы и т.п.

При стертой дизартрии у ребенка есть высокие шансы на полное восстановление речи, если коррекционная работа будет систематической и длительной. Это обеспечит будущему школьнику успешное обучение в общеобразовательной школе, а не в специальном учебном учреждении.

Коррекционные мероприятия

Диагноз ставит невролог, он проводит обследование и определяет конкретные лечебные мероприятия, учитывая возраст и состояние пациента.

В большинстве случаев необходимо комплексное сопровождение — терапевтическое лечение и логопедическая коррекция.

Дизартрию лечат с помощью таких методов воздействия, как: прием медпрепаратов, ЛФК, массаж (в том числе логопедический), артикуляционная гимнастика, работа с логопедом, иногда нетрадиционные методы терапии.

Лечение дизартрии у детей предполагает выполнение упражнений в специальных учреждениях и в домашних условиях.

Проводятся коррекционные индивидуальные и групповые занятия по развитию мелкой моторики, улучшению звукопроизношения и дикции, ритмике, дыхательной гимнастике. Процесс это не быстрый, но он дает свои результаты.

Желателен комплексный подход — совместная работа коррекционного педагога, логопеда и психоневролога, в таком случае прогноз на полноценное овладение речевой деятельностью более благоприятный.

В детской логопедии делается акцент на общее развитие свойств речи дошкольников: расширение словарного запаса, изучение грамматического строя речи, развитие фонематического слуха, формирование правильного произношения, работа с интонационной стороной речи. Это позволяет в дальнейшем в период начального школьного обучения избежать многих проблем при письме и чтении.

[attention type=yellow]

Что касается работы с детьми 5-6 лет, то коррекция дизартрии выполняется в логопедических группах детских садов или в дошкольных учреждениях специализированного типа. Благоприятный фон достигается применением нетрадиционных форм сопровождения: дельфинотерапии, иппотерапии, работы в сенсорной комнате с психологом или дефектологом, арттерапии и др.

[/attention]

Большую роль в успехе по преодолению речевых нарушений играет профилактика дизартрии с ранних лет жизни. Мероприятия включают предупреждение мозговых инфекций, черепно-мозговых травм, отравлений организма.

Если регулярно выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, упражнения по развитию мелкой моторики, проявляя терпение и настойчивость, в большинстве случаев речь восстановится. Рано начатое лечение дизартрии, развивающая работа и логопедическая коррекция обязательно приведут к положительным результатам.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/dizartriya-u-detej-lechenie-v-5-let.html

Дизартрия у детей — что это такое, степени болезни, симптомы и лечение

Дизартрия у ребенка 5 лет
Псевдобульбарная дизартрия – это расстройство речи, связанное с нарушение иннервации артикуляционных мышц. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

При появлении патологии у человека наблюдается замедление речевой функции, нечленораздельность слов, малоподвижность лицевых мышц. Может измениться тембр и громкость голоса.

При возникновении первых симптомов понадобится обратиться к врачу для прохождения диагностики. По результатам обследований врач назначит правильное лечение, благодаря которому появится шанс улучшить самочувствие.

Главные характеристики бульбарной дизартрии

При бульбарной дизартрии поражаются периферические двигательные нейроны, которые располагаются в специальном отделе головного мозга (продолговатом). Импульсы не поступают в мозг, что приводит в бульбарному параличу и значительным изменениям речи. У больного ребенка, первым делом, повреждаются нервные окончания, которые расположены под языком и в области глотки.

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность.

Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.
В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.

Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Дизартрия

Классификация

Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:

  • ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
  • Умственная отсталость, нарушение интеллекта.
  • Гидроцефальный синдром.
  • Задержка развития психики.
  • ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).

Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:

  1. Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  2. Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  3. Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
  4. Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
  5. Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.

С учетом, какая форма дизартрии развивается, бывают разные проявления патологии. При разных формах различаются характер и степень выраженности речевых дефектов. Дизартричная речь – это нарушения в образовании звуков, тональности, силы голоса, которые нередко поддаются медицинской коррекции.

Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга.

Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит.

Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие.

У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей.

Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна.

Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушенийОписание
1 (стертая дизартрия)Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования. Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.
2Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.

Симптомы развития патологии

У пациента с бульбарной дизартрией может проявляться речевая и неречевая симптоматика. Чтобы вовремя выявить патологию и начать эффективное лечение, нужно точно знать, как она проявляется. Симптомы могут быть разными.

Речевые признаки дизартрии:

  • Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки.
  • Нарушается артикуляция губ и языка.
  • Голосовые связки становятся менее подвижными, поэтому голос больного становится все тише.
  • Ребенок говорит «через нос», голос становится глухим, в речи отсутствуют звонкие звуки.

Неречевые признаки бульбарной дизартрии:

  • Дыхание становится поверхностным и аритмичным.
  • Мышцы лица малоподвижны.
  • Непроизвольное слюноотделение.
  • Паралич или парез мышц туловища, рук и ног. Ребенок не может нормально передвигаться, неправильно воспринимает пространство.
  • Ребенок не может сфокусировать взгляд на предмете из-за нарушений в работе глазодвигательных мышц.
  • Эмоционально-волевые расстройства.

Опасность бульбарной дизартрии заключается в том, что она может поражать грудных детей, а в таком раннем возрасте распознать патологию бывает довольно сложно.

Молодая мама должна обязательно проконсультироваться с врачом, если во время кормления новорожденный постоянно срыгивает или давится молоком. В 3-4 месяца малыш уже начинает лепетать.

Произношение искаженных звуков – это повод обратиться к логопеду.

Симптомы дизартрии

Симптомы дизартрии, как правило, хорошо заметны окружающим (за исключением первой степени тяжести). Это затрудненная и невнятная в той или иной степени речь, которую в народе называют «кашей во рту».

Обусловлено это явление иннервацией мышц губ, неба, языка, речевого аппарата в недостаточной степени. Дыхательная мускулатура и гортань также развиты недостаточно либо же отличаются определенной дисфункцией.

Дизартрия часто сопровождена нарушенной моторикой артикуляции, то есть имеет место постоянное напряжение мускулатуры губ, их тонус. Теми же явлениями отличаются мускулы и мышцы шеи, языка, лица.

[attention type=red]

Характерно плотное смыкание губ либо же, наоборот, при гипотонии губы не смыкаются, рот полуоткрыт, у пациента имеется обильное слюноотделение. Заметно выражена назализация голоса.

[/attention]

Дизартрия, сопровождающаяся мышечной дистонией, может быть выражена изменением мышечного тонуса с низкого на более высокий.

Затрудненное произношение звуков при дизартрии может выражаться в разных степенях. Зависит это от того, насколько сильно поражена нервная система в том или ином случае.

В то время как первая степень тяжести дизартрии характеризуется лишь некоторыми дефектами речи и искажениями звуков, которые редко доставляют сильный дискомфорт в жизни пациента, вторая и последующие степени подразумевают более заметные дефекты: замены звуков, пропуски.

Речь при этом замедляется, теряет внятность и ясность для окружающих. Речевая активность пациента становится ниже, а в случае анартрии (при параличе мышц) вообще сводится к минимуму.

Дизартрия имеет одну характерную черту: дефекты произношения, речевые нарушения отличаются стойкостью, пациенту трудно их преодолеть, чтобы произнести какое-либо слово.

Кроме того, большую длительность занимает автоматизация звуков, артикуляция их крайне затруднена.

Для дизартрии характерны некоторые особенности произношения: межзубное произношение сопровождает шипящие и свистящие звуки, может наблюдаться озвончение, смягчение согласных.

Речевое дыхание также затрудняется. При дизартрии пациент делает короткий вдох, в момент произнесения речи дыхание учащается и прерывается. Голосовые интонации также нарушаются: голос становится слабым при произношении звуков, меняется тембр, становясь глухим, пациент произносит звуки «в нос». Речь монотонна.

[attention type=green]

Поскольку дизартрия подразумевает нечленораздельное произношение звуков, у детей этот фактор приводит к нарушению слухового различия звуков, фонематического анализа и синтеза.

[/attention]

Словарный запас не формируется или же формируется с большими трудностями, речь страдающего дизартрией ребенка неструктурированная и зачастую несвязная.

При всех этих факторах характерно наличие фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, что приводит к сопутствующему появлению некоторых форм дисграфии.

Стадии развития заболевания

В медицине псевдобульбарная дизартрия условно подразделяется на три стадии:

  1. Легкая стадия проявляется незначительными нарушениями. Наблюдается небольшая смазанность произношения (особенно шипящих и рычащих звуков). Слух не нарушается. При написании слов некоторые буквы могут меняться местами.
  2. Средняя стадия заболевания встречается наиболее часто. Для неё характерным есть практически полное отсутствие движений мимических. Затрудняется пережевывание пищи в результате того, что язык плохо передвигается. Проблемным также есть и глотание. Разговор таких пациентов невнятный, при произношении слов могут пропускаться по несколько звуков, наблюдается разговор «в нос». При написании слов могут пропускаться даже гласные буквы.
  3. Тяжёлая стадия – анартрия. У пациента наблюдается полное отсутствие мимики в результате неподвижности мышц речевого аппарата. Нижняя челюсть постоянно отвисает, а язык всё время обездвижен. Речь у таких людей полностью отсутствует, лишь иногда могут вырываться нечленораздельные звуки. Данная степень сопровождается нарушением умственных способностей.

Характеристика клинических форм дизартрии

Дизартрия, как было сказано ранее, имеет ряд клинических форм. Каждая из них характеризуется определенными специфическими чертами. Так бульбарная дизартрия характеризуется амимией, арефлексией.

У пациентов нарушены механизмы сосания, глотания пищи, жевания. Артикуляция звуков невнятна, отличается крайней простотой. Согласные произносятся аналогично щелевым звукам.

Тембр также имеет характерные черты, к примеру, назализацию или дисфонию.

Источник: https://kcdc.ru/bolezni/prichiny-dizartrii.html

Способы лечения заболевания дизартрия у детей в 5 лет

Дизартрия у ребенка 5 лет

Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.

Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.

Симптомы и причины, вызывающие заболевание

Симптоматика у данной патологии изначально может напоминать простудное заболевание, но, по мере развития, ситуация будет ухудшаться:

  • появление гнусавости, как при насморке;
  • нечеткая речь;
  • слабый голос;
  • отсутствие интонации в речи;
  • сбитое дыхание;
  • полуоткрытый рот;
  • необычный ритм речи.

Осложненная дизартрия может вызвать тяжелое состояние – анартрию, при которой ребенок престает произносить членораздельные звуки. Дизартрия – это тяжелое мозговое нарушение, чтобы решить, как его лечить, в первую очередь, при появлении первых симптомов нужно обратиться к неврологу.

Причинами возникновения таких проявлений могут быть следующие заболевания:

  1. сильные интоксикации организма;
  2. родовая травма;
  3. инфекции головного мозга;
  4. ДЦП;
  5. нарушения в ЦНС;
  6. ранее перенесенный менингит, энцефалит и пр.

ВНИМАНИЕ! Лечение дизартрии у детей отмечается своей длительностью и трудностью, преодолеть этот вид заболевания крайне сложно, требуется много времени и терпения.

Лечение

Для того чтобы врач смог назначить действенный курс терапии, нужно обязательно диагностировать заболевание всеми возможными способами, выяснить вид, степень и скорость развития нарушений.

Эффективная терапия включает в себя: несколько методик разработки мышц лица, терапию медикаментами и упражнения, выполняемые в домашних условиях, работу коррекционного педагога с ребенком в индивидуальном порядке, массаж, гимнастику, реже методы народной медицины.

Самые распространенные методики лечения заболевания, которые должны входить в назначения врачей:

  • логопедическая коррекция;
  • прием лекарственных средств;
  • лечебная физкультура.

Детей с сильными дефектами речи и развития рекомендуется отдать в специальные коррекционные детские сады для того, чтобы не изолировать малыша от сверстников.

Коррекция

Логопедическая коррекция включает в себя:

Логопедические занятия могут проводиться в индивидуальном порядке, можно приводить ребенка в группы коррекции, где с ним будут прорабатывать улучшение звукопроизношения, артикуляции, дикции, развивать мелкую моторику. Такие занятия дают действенные результаты, но занимают большое количество времени.

Дизартрия у детей может повлечь за собой нарушение развития, лечение в 5 лет частично дается специализированным детским садом в группах коррекции.

Хороший результат с благоприятным прогнозом терапии дает работа с животными: плавание с дельфинами, общение с лошадьми, посещение контактных зоопарков, хорошо бы завести домашнего питомца.

Проявление заботы и тепла, исключение тревожности у ребенка, стрессовых ситуаций и негативных эмоций скажутся на процессе лечения положительно.

ВАЖНО! Для улучшения состояния в комплексную терапию должна входить работа логопеда, педагога и психоневролога.

Профилактика мозговых нарушений должна начинаться с рождения малыша, она включает в себя предупреждение инфекционных заболеваний мозга, травм головы, интоксикаций.

Используйте на своих сайтах и блогах или на кликер для адсенс

Медикаментозное лечение

От мозговых нарушений такого типа, как дизартрия, определенного медикаментозного средства не существует. Прописываемые лекарства созданы для снятия симптомов, нормализации тонуса мышц лица, улучшения кровообращения.

Обычно лечение дизартрии у детей включает в себя прием следующих препаратов:

  • ноотропы – стимулируют кровообращение в головном мозге. Врачи выписывают Пирацетам, Энцефабол, Луцетам, Пикамелон;
  • сосудистые препараты – Кавитон, Стругерон, Глиатилин;
  • успокаивающие седативные средства – Пустырник форте, Тенотен, Персен;
  • для уменьшения слюноотделения – Атропин;
  • метаболитические препараты – Церебролизат, Актовегин.

ВАЖНО! При дизартрии нельзя выбирать только медикаменты или педагогическую коррекцию, все методы должны быть использованы в комплексе и направлены на терпеливое и усердное лечение.

Для улучшения состояния организма в целом, облегчения симптоматики, врач может назначить дополнительный прием Магния или Пантогама. На частичное устранение дефектов речи требуется много времени, иногда это растягивается до года. Начинать прием препаратов самостоятельно категорически запрещено, все лекарства должны быть выписаны врачом в строгой дозировке.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура включает в себя мимический массаж, гимнастику лица, для укрепления артикуляционных мышц. Результат лечения дизартрии у детей 5-6 лет и более раннего возраста всегда остается в подвешенном состоянии, никто не сможет составить прогноз, так как данное заболевание коварно и может повлечь за собой разрушение ЦНС.

Нетрадиционные методы лечения

Многие родители подключают к традиционной медицине следующие народные методы:

  1. гирудотерапию;
  2. игротерапию;
  3. фитолечение.

Нет доказательств эффективности данных методик, поэтому такие отклонения от традиционного лечения должны обговариваться с лечащим врачом.

Вспомогательные упражнения

Важно помнить, что положительный результат зависит не только от врачей и педагогов, но, в большей части, и от родителей, которые должны действовать в симбиозе с профессионалами и заниматься с чадом в домашних условиях.

https://www.youtube.com/watch?v=bLHtDgaLajU

Список упражнений, которые помогут снизить симптоматику заболевания:

  • надувание обеих щек и их втягивание без использования глотка воздуха, это упражнение нужно выполнять с закрытым ртом;
  • перемещать орех или кусок рафинада языком во рту, медленно перекатывая его из стороны в сторону;
  • закинуть голову назад и делать глотательные движения с закрытым ртом;
  • открыть максимально широко рот, язык в спокойном положении, продержаться так 10 секунд;
  • держать между губ различные предметы, разного диаметра и веса, например, ручку, бутылочки и т. д.

Все упражнения выполняются по мере уставания, они не должны переутомлять. Полезно вслух разучивать с детьми скороговорки и потешки. Важно начать вовремя лечение дизартрии у малыша, заметив первые симптомы, скорее обратиться к врачу и начать действовать.

Итоги и прогнозирование

Детская дизартрия не поддается прогнозированию, многие врачи могут лишь разводить руками.

Лечение дизартрии у детей – тяжелое испытание для родителей, важно подойти к проблеме комплексно и серьезно, результаты от корректировки будут не сразу. Отчаиваться не стоит, многие дети с данным заболеванием живут нормальной жизнью, посещают обычные учебные заведения и без проблем общаются со сверстниками.

В случае если у ребенка имеются перинатальные поражения головного мозга, коррекционные мероприятия нужно начинать с самого рождения.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/lechenie-dizartrii-u-detej-5-let.html

Правильное лечение
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: