Дыхательная система ребенка

Содержание
  1. Особенности дыхательной системы у детей
  2. Закладка и развитие
  3. Строение
  4. Верхние пути
  5. Нижние пути
  6. Функциональные особенности
  7. Дыхание новорожденного: виды, норма и отклонение
  8. Дыхательные органы новорожденного
  9. Типы дыхания у ребенка
  10. Нарушения
  11. Профилактические меры
  12. Узнаем, правильно ли дышит ребенок
  13. Учим ребенка правильно дышать
  14. Особенности органов дыхания у детей
  15. Нос ребенка, слизистая оболочка носа у детей
  16. Придаточные пазухи носа у детей
  17. У детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух
  18. Глотка у детей, ребенка
  19. Миндалины, аденоиды у ребенка, детей
  20. Евстахиевы трубы у детей
  21. Гортань у детей
  22. Трахея у ребенка, детей
  23. Бронхи у ребенка, детей
  24. Легкие у детей, ребенка
  25. Формирование структуры легких у детей, ребенка происходит в зависимости от развития бронхов
  26. Глубина дыхания у детей
  27. Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых
  28. Дыхание у новорожденного ребенка нормы, виды и отклонения
  29. Дыхание. Как должен дышать новорожденный
  30. Специфика дыхания новорожденного
  31. Первый вдох-выдох
  32. Частота дыхания
  33. Дыхание в первые дни
  34. Причины дыхательных расстройств
  35. Шумный выдох
  36. Звучный вдох

Особенности дыхательной системы у детей

Дыхательная система ребенка

Дыхательная система представляет собой совокупность органов, состоящих из дыхательных путей (нос, глотка, трахея, бронхи), легких (бронхиальное дерево, ацинусы), а также групп мышц, способствующих сокращению и расслаблению грудной клетки. Дыхание обеспечивает клетки организма кислородом, они в свою очередь перерабатывают его в углекислый газ. Данный процесс происходит в малом круге кровообращения.

Закладка и развитие

Закладка и развитие дыхательной системы ребенка начинается в период 3 недели беременности женщины. Образуется из трех зачатков:

  • Спланхнотом.
  • Мезенхима.
  • Эпителий передней кишки.

Из висцеральных и париетальных листков спланхнотома происходит развитие мезотелия плевры.

Он представлен однослойным плоским эпителием (клетки многоугольные), выстилающим всю поверхность легочной системы, отделяя от других органов.

Внешняя поверхность листка покрыта микроресничками, которые вырабатывают серозную жидкость. Она необходима для скольжения между собой двух листков плевры во время вдоха и выдоха.

[attention type=yellow]

Из мезенхимы, а именно зародышевого листка мезодермы, образуются хрящи, мышечные и соединительнотканные структуры, кровеносные сосуды. Из эпителия передней кишки берет развитие бронхиальное дерево, легкие, альвеолы.

[/attention]

Во внутриутробном периоде дыхательные пути и легкие заполнены жидкостью, которая удаляется во время родов при первом вдохе, а также всасывается системой лимфы и частично в кровеносные сосуды. Дыхание осуществляется за счет материнской крови, обогащенной кислородом, через пуповину.

К восьмому месяцу гестации, пневмоцитами вырабатывается поверхностно-активное вещество – сурфактант.

Он выстилает внутреннюю поверхность альвеол, препятствует их спаданию и слипанию, находится на границе «воздух-жидкость». Защищает от вредоносных агентов, с помощью иммуноглобулинов и макрофагов.

Недостаточная секреция или отсутствие сурфактанта грозит развитием респираторного дистресс-синдрома.

Особенностью дыхательной системы у детей является ее несовершенность. Формирование и дифференцировка тканей, клеточных структур выполняется в первые годы жизни и до семи лет.

Строение

Со временем органы ребенка приспосабливаются к той среде, в которой он будет жить, формируются необходимые иммунные, железистые клетки. У новорожденного дыхательные пути, в отличие от взрослого организма, имеют:

  • Более узкий просвет.
  • Короткую длину ходов.
  • Множество васкулярных сосудов на ограниченном участке слизистой.
  • Нежную, легко поддающуюся травматизации, архитектонику выстилающих оболочек.
  • Рыхлую структуру лимфоидной ткани.

Верхние пути

Нос малыша маленького размера, его ходы узкие и короткие, поэтому самый незначительный отек может привести к непроходимости, что затруднит процесс сосания.

Строение верхних путей у ребенка:

  1. Развиты две носовые пазухи – верхняя и средняя, нижняя сформируется к четырем годам. Хрящевой каркас мягкий и податливый. Слизистая оболочка имеет обилие кровеносных и лимфатических сосудов, в связи с чем незначительная манипуляция может привести к травматизации. Редко отмечается носовое кровотечение – это связано с не развитой пещеристой тканью (она сформируется к 9-ти годам). Все остальные случаи течения крови из носа считаются патологией.
  2. Гайморовы пазухи, лобная и решетчатая не замкнуты, выпячивают слизистую, оформляются к 2 годам, редки случаи воспалительных поражений. Таким образом, оболочка более приспособлена к очищению, увлажнению вдыхаемого воздуха. Полное развитие всех пазух происходит к 15 годам.
  3. Носослезный канал короткий, выходит в углу глаза, близко к носу, что обеспечивает быстрое восходящее распространение воспаления из носа в слезный мешок и развитие полиэтиологичного конъюнктивита.
  4. Глотка короткая и узкая, благодаря чему происходит быстрое ее инфицирование через нос. На уровне между полостью рта и глоткой имеется носоглоточное кольцевидное образование Пирогова-Вальдейера, состоящее из семи структур. Сосредоточение лимфоидной ткани защищает вход в органы дыхания и пищеварения от инфекционных агентов, пыли, аллергенов. Особенности строения кольца: слабо сформированные миндалины, аденоиды, они рыхлые, податливы к заселению в их криптах воспалительных агентов. Возникают хронические очаги инфекции, частые респираторные заболевания, ангины, затруднение носового дыхания. У таких детей появляются неврологические расстройства, они обычно ходят с открытым ртом и хуже поддаются школьному обучению.
  5. Надгортанник в виде лопатки, относительно широкий и короткий. Во время дыхания ложится на корень языка – открывает вход в нижние пути, в период принятия пищи – препятствует попаданию инородного тела в дыхательные ходы.

Нижние пути

Гортань новорожденного расположена выше, чем у взрослого индивидуума, за счет мышечного каркаса очень подвижна. Имеет вид воронки диаметром в 0,4 см, сужение направлено в сторону ых связок. Связки короткие, что объясняет высокий тембр голоса.

При небольшом отеке, во время острых респираторных заболеваний, возникают симптомы крупа, стеноза, что характеризуется тяжелым, свистящим дыханием с невозможностью выполнить полноценный вдох. Как следствие происходит развитие гипоксии.

Гортанные хрящи закруглены, их заострение у мальчиков совершается к 10–12 годам.

Трахея к моменту рождения уже сформирована, располагается на уровне 4-го шейного позвонка, подвижна, в форме воронки, затем приобретает цилиндрический вид. Просвет значительно сужен в отличие от взрослого человека, в ней расположено мало железистых участков. При кашле может сокращаться на треть.

[attention type=red]

Учитывая анатомические особенности, при воспалительных процессах, неизбежно сужение и возникновение лающего кашля, симптомов гипоксии (цианоз, одышка). Каркас трахеи состоит из хрящевых полуколец, мышечных структур, соединительнотканной оболочки.

[/attention]

Бифуркация при рождении находится выше, чем у старших детей.

Бронхиальное дерево является продолжением бифуркации трахеи, делится на правый и левый бронх. Правый – шире и короче, левый – уже и длиннее. Хорошо развит мерцательный эпителий, продуцирующий физиологическую слизь, очищающую бронхиальный просвет. Слизь ресничками продвигается кнаружи со скоростью до 0,9 см в минуту.

Особенностью органов дыхания у детей является слабый кашлевой толчок, из-за плохо развитой мускулатуры торса, незаконченным покрытием миелином нервных волокон десятой пары черепных нервов.

Как следствие инфицированная мокрота не отходит, накапливается в просвете бронхов разного калибра и возникает закупорка густым секретом. В структуре бронха есть хрящевые кольца, за исключением конечных отделов, которые состоят только из гладких мышц.

При их раздражении может возникать резкое сужение хода – появляется астматическая картина.

Легкие представляют собой воздушную ткань, их дифференцировка продолжается до 9-ти летнего возраста, состоят из:

  • Долей (правое из трех, левое – двух).
  • Сегментов (справа – 10, слева – 9).
  • Долек.

Бронхиолы заканчиваются у малыша мешочком. С ростом ребенка разрастается ткань легкого, мешочки превращаются в альвеолярные грозди, увеличиваются показатели жизненной емкости. Активное развитие с 5 недели жизни.

При рождении вес парного органа составляет 60–70 грамм, хорошо кровоснабжается и васкуляризирован лимфой. Таким образом, является полнокровным, а не воздушным как у старшего возраста.

[attention type=green]

Важным моментом является то, что легкие не иннервируются, воспалительные реакции протекают безболезненно, и в таком случае, можно пропустить тяжелое заболевание.

[/attention]

Ввиду анатомо-физиологического строения, патологические процессы развиваются в базальных отделах, нередки случаи ателектаза и эмфиземы.

Функциональные особенности

Первый вдох осуществляется за счет снижения в крови плода кислорода и повышения уровня углекислого газа, после пережатия пуповины, а также смены условий пребывания – из теплого и влажного в холодное и сухое. Сигналы по нервным окончаниям поступают в центральную нервную систему, а затем в дыхательный центр.

Особенности функции органов дыхания у детей:

  • Проведение воздуха.
  • Очистка, согревание, увлажнение.
  • Насыщение кислородом и очищение от углекислого газа.
  • Защитная иммунная функция, синтез иммуноглобулинов.
  • Метаболизм – синтез ферментов.
  • Фильтрация – пыль, тромбы.
  • Липидный и водный обмен.
  • Поверхностные вдохи.
  • Тахипноэ.

На первом году жизни возникает дыхательная аритмия, что считается нормой, однако ее сохранение и возникновение апноэ после годовалого возраста чревато остановкой дыхания и смертью.

Частота дыхательных движений напрямую зависит от возраста малыша – чем моложе, тем чаще осуществляется вдох.

ЧДД норма:

  • Новорожденный 39–60/минуту.
  • 1–2 года – 29–35/мин.
  • 3–4 года – 23–28/мин.
  • 5–6 лет – 19–25/мин.
  • 10 лет – 19–21/мин.
  • Взрослый – 16–21/мин.

Учитывая особенности органов дыхания у детей, внимательность и осведомленность родителей, своевременное обследование, терапия снижает риск перехода в хроническую стадию болезни и тяжелым осложнениям.

Источник: http://elaxsir.ru/anatomiya/osobennosti-dyxatelnoj-sistemy-u-detej.html

Дыхание новорожденного: виды, норма и отклонение

Дыхательная система ребенка

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.

Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью.

Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока.

Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  1. При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  2. Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  3. Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.

Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостью или невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Профилактические меры

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги.

Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно.

Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

Источник: https://mirgrudnichka.ru/zdorove-i-lechenie/dyhanie-grudnichka.html

Особенности органов дыхания у детей

Дыхательная система ребенка

Органы дыхания у детей имеют относительно меньшие размеры и отличаются незаконченностью анатомо-гистологического развития.

Нос ребенка, слизистая оболочка носа у детей

Нос ребенка раннего возраста относительно мал, носовые ходы узкие, нижний носовой ход отсутствует. Слизистая оболочка носа нежная, относительно сухая, богата кровеносными сосудами.

Вследствие узости носовых ходов и обильного кровоснабжения их слизистой оболочки даже незначительное воспаление вызывает у маленьких детей затруднение дыхания через нос. Дыхание же через рот у детей первого полугодия жизни невозможно, так как большой язык оттесняет надгортанник.

Особенно узким у детей раннего возраста является выход из носа — хоаны, что часто является причиной длительного нарушения у них носового дыхания.

Придаточные пазухи носа у детей

Придаточные пазухи носа у детей раннего возраста развиты очень слабо или совсем отсутствуют. По мере того как увеличиваются в размерах лицевые кости (верхняя челюсть) и прорезываются зубы, возрастают длина и ширина носовых ходов, объем придаточных пазух носа.

К 2 годам появляется лобная пазуха, увеличивается в объеме гайморова полость. К 4 годам появляется нижний носовой ход. Этими особенностями объясняется редкость таких заболеваний, как гайморит, фронтит, этмоидит, в раннем детском возрасте.

Консультации детского лора в поликлинике «Маркушка».

У детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух

Из-за недостаточного развития пещеристой ткани у детей раннего возраста слабо согревается вдыхаемый воздух, в связи с этим детей нельзя выносить на улицу при температуре ниже -10 град. С. Пещеристая ткань хорошо развивается к 8-9 годам, этим объясняется относительная редкость кровотечений из носа у детей 1-го года жизни.

Широкий носослезный проток с недоразвитыми клапанами способствует переходу воспаления из носа на слизистую оболочку глаз (осмотр детского офтальмолога а клинике «Маркушка»). Проходя через нос, атмосферный воздух согревается, увлажняется и очищается.

Каждые 10 мин носоглотку проходит новый слой слизи, которая содержит бактерицидные вещества (лизоцим, комплемент и др.), секреторный иммуноглобулин А.

Глотка у детей, ребенка

Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. Поэтому ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей.

Миндалины, аденоиды у ребенка, детей

К 4-10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие.

Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых воспалительных процессах в них может формироваться очаг хронической инфекции, вызывающий общую интоксикацию и сенсибилизацию организма.

Разрастание аденоидов (носоглоточной миндалины) наиболее выражено у детей с аномалиями конституции, в частности с лимфатико-гипопластическим диатезом.

При значительном увеличении аденоидов (1,5-2-й степени) их удаляют, так как у детей нарушается носовое дыхание (дети дышат открытым ртом — воздух не очищается и не согревается носом, и поэтому они часто болеют простудными заболеваниями), изменяется форма лица (аденоидное лицо), дети становятся рассеянными (дыхание ртом отвлекает внимание), ухудшается их успеваемость. При дыхании ртом нарушается также осанка, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса. Лечение аденоидов — детский врач гомеопат, поликлиника «Маркушка».

Евстахиевы трубы у детей

Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие среднего отита.

Гортань у детей

Гортань у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму (позже — цилиндрическую) и расположена несколько выше, чем у взрослых (на уровне 4-го шейного позвонка у ребенка и 6-го шейного позвонка — у взрослого). Гортань относительно длиннее и уже, чем у взрослых, хрящи ее очень податливы.

Ложные ые связки и слизистая оболочка нежные, богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, эластическая ткань развита слабо. Голосовая щель у детей узкая. Голосовые связки у детей раннего возраста короче, чем у старших, поэтому у них высокий голос. С 12 лет ые связки у мальчиков становятся длиннее, чем у девочек.

[attention type=yellow]

Указанные особенности гортани объясняют легкое развитие у детей стенотических явлений даже при умеренных воспалительных изменениях слизистой оболочки гортани.

[/attention]

Большое значение имеет также повышенная нервно-мышечная возбудимость маленького ребенка. Осиплость голоса, отмечаемая часто у маленьких детей после крика, чаще зависит не от воспалительных явлений, а от слабости легко утомляемых мышц ых связок.

Трахея у ребенка, детей

Трахея у новорожденных воронкообразной формы, просвет ее узок, задняя стенка имеет более широкую фиброзную часть, стенки более податливы, хрящи мягкие, легко сдавливаются.

Слизистая оболочка ее нежная, богата кровеносными сосудами и суховата вследствие недостаточного развития слизистых желез, эластическая ткань развита слабо. Секреция желез обеспечивает слой слизи на поверхности трахеи толщиной 5 мкм, скорость продвижения которого – 10-15 мм/мин (обеспечивается ресничками).

Рост трахеи происходит параллельно с ростом туловища, наиболее интенсивно — на 1-м году жизни и в пубертатном периоде.

Особенности строения трахеи у детей приводят при воспалительных процессах к легкому возникновению стенотических явлений, определяют частые изолированные (трахеиты), комбинированные с поражением гортани (ларинготрахеиты) или бронхов (трахеобронхиты) поражения. Кроме того, в связи с подвижностью трахеи может происходить ее смещение при одностороннем процессе (экссудат, опухоль).

Бронхи у ребенка, детей

Бронхи к рождению достаточно хорошо сформированы. Рост бронхов интенсивен на 1-м году жизни и в пубертатном периоде. Слизистая оболочка их богато васкуляризирована, покрыта слоем слизи, которая продвигается со скоростью 3-10 мм/мин, в бронхиолах медленнее – 2-3 мм/мин. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, он короче и шире левого.

Этим объясняется частое попадание инородного тела в правый главный бронх. Бронхи узкие, хрящи их мягкие. Мышечные и эластические волокна у детей 1-го года жизни развиты еще недостаточно. Нежность слизистой оболочки бронхов, узость их просвета объясняют частое возникновение у детей раннего возраста бронхиолитов с синдромом полной или частичной обструкции.

Легкие у детей, ребенка

Легкие у новорожденных весят около 50 г, к 6 мес. масса их удваивается, к году утраивается, к 12 годам увеличивается в 10 раз, к 20 годам — в 20 раз. Легочные щели выражены слабо.

У новорожденных легочная ткань менее воздушна, с обильным развитием кровеносных сосудов и соединительной ткани в перегородках ацинусов и недостаточным количеством эластической ткани. Последнее обстоятельство объясняет относительно легкое возникновение эмфиземы при различных легочных заболеваниях.

Формирование структуры легких у детей, ребенка происходит в зависимости от развития бронхов

Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов.

После разделения трахеи на правый и левый главные бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные.

Каждый сегмент имеет самостоятельную вентиляцию, концевую артерию и межсегментарные перегородки из эластической соединительной ткани.

Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различаются 10 сегментов, в левом — 9. Верхние левая и правая доли делятся на три сегмента — 1, 2 и 3-й, средняя правая доля — на два сегмента — 4-й и 5-й. В левом легком средней доле соответствует язычковая, также состоящая из двух сегментов — 4-го и 5-го.

[attention type=red]

Нижняя доля правого легкого делится на пять сегментов — 6, 7, 8, 9 и 10-й, левого легкого — на четыре сегмента — 6, 8, 9 и 10-й.

[/attention]

У детей пневмонический процесс наиболее часто локализуется в определенных сегментах (6, 2, 10, 4, 5-м), что связано с особенностями аэрации, дренажной функцией бронхов, эвакуацией из них секрета и возможного попадания инфекции.

Внешнее дыхание, то есть обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких, осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка. По сравнению со взрослыми у детей раннего возраста имеются выраженные отличия внешнего дыхания в связи с развитием ацинусов, многочисленными анастомозами между бронхиальными и пульмональными артериями, капиллярами.

Глубина дыхания у детей

Глубина дыхания у детей значительно меньше, чем у взрослых. Это объясняется небольшой массой легких и особенностями строения грудной клетки.

Грудная клетка у детей 1-го года жизни как бы находится в состоянии вдоха в связи с тем, что переднезадний ее размер приблизительно равен боковому, ребра от позвоночника отходят почти под прямым углом. Это обусловливает диафрагмальный характер дыхания в этом возрасте.

Переполненный желудок, вздутие кишечника ограничивают подвижность грудной клетки. С возрастом она из инспираторного положения постепенно переходит в нормальное, что является предпосылкой для развития грудного типа дыхания.

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых. Так, у детей 1-го года жизни потребность в кислороде на 1 кг массы тела составляет около 8 мл/мин, у взрослых — 4,5 мл/мин. Поверхностный характер дыхания у детей компенсируется большой частотой дыхания (у новорожденного – 40-60 дыханий в 1 мин.

, в возрасте 1 года – 30-35, 5 лет — 25, 10 лет — 20, у взрослых – 16-18 дыханий в 1 мин.), участием в дыхании большей части легких. Благодаря большей частоте минутный объем дыхания на 1 кг массы в два раза выше у детей раннего возраста, чем у взрослых.

Жизненная емкость легких, то есть количество воздуха (в миллилитрах), максимально выдыхаемого после максимального вдоха, у детей значительно ниже по сравнению со взрослыми.

Таким образом, анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания у детей создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, чем у взрослых.

Источник: http://mark-med.ru/stati/osobennosti-organov-dyhaniya-u-detej/

Дыхание у новорожденного ребенка нормы, виды и отклонения

Дыхательная система ребенка

Дыхание новорожденного — мамы всегда внимательно прислушиваются к дыханию своих только что появившихся на свет детей, особенно во время их сна.

Оно кажется то еле слышным, то каким-то странным.

И действительно, дыхательная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, которые не помешает знать, чтобы не волноваться понапрасну, но и не бездействовать, когда потребуются решительные меры.

Дыхание. Как должен дышать новорожденный

Не только воздух, но и саму жизнь — новую, независимую, вне материнской утробы — получает новорожденный вместе с первым самостоятельным вдохом. А ведь предыдущие 9 месяцев ребенок «добывал» кислород исключительно из материнской крови, роль же легких для него играла плацента. Легкие у будущего ребенка еще не функционировали, так же как не было и связи между ними и сердцем.

Вдохнуть по-настоящему кроха сможет, лишь появившись на свет. Тем не менее осваивать этот навык предусмотрительно начинает еще в материнской утробе.

После 35-й недели плод выполняет своеобразные дыхательные движения.

Это выглядит как небольшое расширение грудной клетки, которое сменяется длительным ее спадением. Затем следует пауза — и все повторяется. Уже за месяц до родов в течение минуты плод успевает сделать полсотни подобных движений. Однако при вдохе его легкие не расправляются, а ая щель закрыта. В противном случае ребенок бы наглотался околоплодных вод.

Подобные тренировки очень полезны, способствуют ускорению тока крови, благодаря чему все органы и системы плода лучше снабжаются кислородом и другими полезными веществами, поставляемыми материнским организмом.

Наиболее интенсивно легкие у плода развиваются в последнем триместре беременности, когда в них происходит накопление достаточного количества сурфактанта — особой пленочки, выстилающей легкие и на 90 % состоящей из липидов, жиров. Жиры служат своеобразным каркасом, создают поверхностное натяжение, благодаря им легкие не спадаются на выдохе и не перерастягиваются на вдохе.

Специфика дыхания новорожденного

Естественное рождение очень непростой, но во многом необходимый экзамен для нового человека. Проходя по родовым путям, он испытывает гипоксию, в организм поступает мало кислорода, вырабатывается много углекислого газа. Но в ответ на накопление углекислоты раздражается дыхательный центр, расположенный в головном мозге, которому предстоит начать полноценную работу.

Легкие плода безвоздушны и наполнены особой, воспроизводимой клетками дыхательного эпителия, фетальной, или легочной, жидкостью. У доношенного ребенка ее порядка 90-100 мл. Рождаясь, малыш испытывает сильное давление. Сдавливается и его грудная клетка, а легочная жидкость вытесняется из дыхательных путей.

[attention type=green]

Частично она всасывается в кровь, стенки легких, лимфососудов, частично выходит через нос и рот, и малыш рождается с минимальным ее количеством. Стрессовые гормоны, катехоламины адреналин и норадреналин, которые выделяются в организме ребенка во время его появления на свет, также «будят» дыхательный центр.

[/attention]

Новорожденный еще не успел оправиться от «испытания рождением» — и тут же на него начинает действовать большое количество внешних факторов: гравитация, температурные, тактильные и звуковые раздражители. Но все эти моменты в совокупности приводят к тому, что малыш делает свой первый вдох, а затем издает крик.

ЧИТАТЬ  Ветрянка у детей симптомы, лечение, профилактика

Первый вдох-выдох

Но какой же он — первый вдох новорожденного? Очень глубокий. А выдох — затрудненный, медленный, под давлением, через спазмированную ую щель. Эти специфически дыхательные движения, говоря медицинским языком, осуществляются по типу «гасп» продолжаются порядка первых 30 минут внеутробного существования.

Глубокий вдох — легкие расправляются, медленный выдох — не спадаются. Тем не менее первые порции воздуха заполняют только те уголки легких, которые в процессе родов полностью освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух стремительно врывается в них и расправляет.

Частота дыхания

Частота дыхания новорожденного в первые несколько часов жизни, первые сутки, реже — двое суток весьма высока и может составлять более 60 дыхательных движений (одно движение — вдох-выдох) в минуту.

Такие особенности дыхания называются транзиторной гипервентиляцией. То есть переходной, естественной, необходимой, чтобы адаптироваться ко внеутробному существованию, — такой, когда каждую минуту через свои легкие ребенок пропустит больший объем воздуха, чем будет это делать в дальнейшем.

Столь высокая частота дыхания необходима новорожденному, чтобы как можно быстрее вывести из организма скопившийся в нем за время рождения вредный углекислый газ. На это большинству деток требуется не более нескольких часов. После чего частота замедляется, составляя уже 40-46 дыхательных движений (у взрослого в норме 18-19).

Дышать интенсивно малыш должен еще и потому, что дыхание его поверхностно, при этом обмен веществ гораздо быстрее, чем у взрослого, а значит, и выше потребность в кислороде. Дефицит глубины дыхания, таким образом, компенсируется увеличением ее частоты.

Дыхание в первые дни

В первые дни жизни — и это абсолютно нормально — у ребенка может быть нарушен ритм дыхания: неравномерное, неровное, то учащенное, то уреженное, иногда слабое, едва слышное, иногда с паузами до 5-10 секунд, которые сменяются учащенными дыхательными движениями. Именно это может тревожить родителей. Порой даже кажется, что малыш просто забывает дышать, столь длителен перерыв между выдохом и очередным вдохом. Такие скачки, как правило, связаны с незрелостью дыхательного центра.

Что это значит? Например, малыши, появившиеся на свет в 37 и 42 недели, считаются одинаково доношенными, но степень зрелости их органов и систем сильно отличаются: у рожденного раньше есть вероятность того, что какие-то системы сразу не смогут выполнять свои функции на необходимом уровне. Это не заболевание, а особое состояние, и через некоторое время все нормализуется.

Причины дыхательных расстройств

У взрослых и детей постарше в процессе дыхания задействованы мышцы грудной клетки и мышцы брюшного пресса, а также диафрагма — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. Дыхание с участием этих мышц называется грудным или грудобрюшным.

А у малыша дыхательная мускулатура развита слабо, он дышит, главным образом, за счет сокращения диафрагмы (это брюшной или диафрагмальный тип дыхания), которая опускается во время вдоха и поднимается при выдохе. Однако, опускаясь, диафрагма преодолевает сопротивление органов брюшной полости, на которые, по сути, «ложится».

Поэтому у младенцев нарушение функций дыхания часто идет вместе с проблемами пищеварения: при запорах, избыточном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема.

[attention type=yellow]

Сократительная функция диафрагмы нарушается, и, следовательно, затрудняется дыхание. Поэтому так важны регулярный стул и отсутствие избыточного газообразования.

[/attention]

Проще всего детскому организму регулировать эти моменты удаётся при грудном вскармливании.

Мы уже выяснили, что, восполняя недостаток кислорода, малыш дышит часто. Намного чаще взрослого. Но и этот компенсаторный механизм не всегда дает желанный результат. Перегревание, кормление, беспокойство или крик, любая нагрузка также могут заставлять делать вдохи-выдохи быстрее.

Если ускорения не зашкаливают чрезмерно (не больше 60 дыхательных движений в минуту) и ребенок быстро возвращается к допустимому числу вдохов-выдохов, у него нет затруднения дыхания, посинения кожных покровов, беспокоиться не стоит.

Интересный факт: оказывается, новорожденные совершенно не умеют дышать ртом. При этом их носовые ходы очень узкие и, как и остальные верхние дыхательные пути, обильно снабжаются кровью, а значит, могут легко отекать. Например, отеку способствует любой воспалительный процесс в носоглотке у малыша. Состояние это серьезно нарушает и сон, и процесс кормления.

Конечно, в идеале насморк лучше предотвратить, но раз уж он появился, главное — избавить ребенка от отека слизистой носоглотки и добиться, чтобы в дыхательные пути поступало необходимое количество воздуха. Любую терапию и процедуры следует обсуждать с врачом, консультация которого, когда речь идет о младенце, необходима немедленно при малейших признаках насморка.

Зато у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита, поскольку нет и придаточных пазух носа (они начинают формироваться только к 3 годам). Такая вот особенность!

Чтобы кроха «помнил» о необходимости такого важного дела, как дыхание, ему нужен очень частый тактильный контакт: в идеале с мамой или с кем-то из взрослых. Особенно это касается деток, у которых часты паузы после выдоха. Да и во время сна, особенно ночного, любого малыша не стоит оставлять совершенно одного.

[attention type=red]

Интересно следующее наблюдение: когда ребенок лежит рядом с мамой, чувствует и слышит ее дыхание, ритм (не путать с темпом) его собственного дыхания выравнивается, подстраиваясь под дыхание матери. То есть мама служит чаду своеобразным метрономом.

[/attention]

Мамы часто проверяют, дышит ли малыш, подводя руку или зеркальце к его носику. Намного проще взглянуть на маленький животик или приложить ладошку к нему. Если чувствуете движение — все в порядке!

Шумный выдох

Синдром «влажных легких», или транзиторное тахипноэ новорожденных, нередко (но не всегда) развивается у доношенных деток, появившихся на свет в результате операции планового кесарева сечения.

Они не проходили по родовым путям, не испытали стресс, в их кровь не попали адреналин и норадреналин, значит, дыхательный центр головного мозга не получил должной стимуляции.

Но главное, в легких осталась жидкость: ведь плод не испытал давления на грудную клетку, неизбежного при рождении естественным образом и приводящего к изгнанию упомянутой жидкости.

ЧИТАТЬ  Корь у детей: причины, симптомы, лечение и осложнения

Помимо операции кесарева сечения или вместе с ней транзиторное тахипноэ могут спровоцировать эндокринные патологии у мамы (например, сахарный диабет), рождение на сроке 37- 38 недель, когда беременность считается доношенной, но малышу не хватило еще немного времени, чтобы увереннее чувствовать себя вне материнского лона.

Основной симптом «влажных легких» — появляющаяся с первых минут жизни и нарастающая в течение нескольких часов одышка, когда малыш ежеминутно делает 60 и больше дыхательных движений для того, чтоб компенсировать недостаток кислорода в организме, вызванный задержкой жидкости в легких.

Это состояние непременно сопровождается еще одним симптомом: особенными, шумными выдохами, которые необходимы, чтобы расправить легкие.

[attention type=green]

К концу первых (изредка вторых-третьих) суток жизни одышка проходит самостоятельно, что отличает транзиторное тахипноэ от других состояний. Кроме того, оно не оставляет никаких последствий и редко требует лечения.

[/attention]

Возможно, чтобы справиться с проблемой быстрее, младенцу понадобится кислородная маска. Несколько дней он будет находиться под наблюдением неонатолога. Такое повышенное внимание к малышу необходимо потому, что подобно транзиторному тахипноэ могу начинаться и некоторые инфекционные заболевания.

Звучный вдох

Еще в роддоме мама может обратить внимание: очень уж шумно вдыхает малыш. Звук напоминает свист, сопение, петушиный писк. Такие рулады могут быть постоянными, иногда «сопровождают» сон, плач или крик. Скорее всего, речь идет о стридоре, или шумном вдохе.

Причин такого состояния несколько. Например, анатомо-физиологическая особенность любого новорожденного — очень мягкие хрящи гортани. При вдохе они соединяются и начинают вибрировать под воздействием воздуха. Необычные звуки издают и малыши, имеющие слабые мышцы в области гортани. Еще один провокатор — увеличенная вилочковая железа, тимус.

Если неонатологи видят, что стридор не мешает нормально кушать, дышать, набирать вес, ребенка выпишут домой. Но в 2-3 месяца его стоит показать лору, поскольку шумный вдох может быть симптомом ряда настоящих заболеваний.

Малыша со стридором надо особенно тщательно оберегать от простудных заболеваний, поскольку на их фоне это состояние может прогрессировать. Если оно развилось из-за большой вилочковой железы (тимуса), детям категорически не показано лежать на спине, поскольку тимус, образно говоря, будет давить, подобно камню на груди.

По какой бы причине ни развивалось шумное дыхание, к году оно самостоятельно проходит у большинства деток, в противном случае требуется дополнительное обследование.

Пройдет не один год, прежде чем дыхательная система ребенка станет отлаженным, более совершенным и менее уязвимым механизмом. А пока мы, родители, будем всегда рядом, всегда прислушиваться к каждому вздоху своего ребенка, не ослабляя внимания, но и не поддаваясь панике.

Источник: https://vseorebenke.ru/2018/03/01/dyhanie-u-rebenka-norma-i-otkloneniya/

Правильное лечение
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: