- Школа бронхиальной астмы: что такое астма (1 занятие)
- Занятие 1. Что такое астма
- 1. Строение и функции органов дыхания
- Газообмен в легких
- Строение стенки бронха:
- 2. Изменения в бронхах при астме
- 3. Причины бронхиальной астмы
- При бронхиальной астме аллергенами являются:
- 4. Признаки астмы
- Контроль знаний
- Задание на дом
- Школа бронхиальной астмы памятка
- Что такое астма-школа
- Кто может посещать занятия
- Основные цели и задачи школы
- Программа занятий
- Чему учат в астма-школе?
- Что такое астма-школа?
- Кто может посещать занятия?
- Основные цели и задачи астма-школы
- Методика организации занятий
- Программы и темы обучения
- Критерии оценки эффективности занятий
Школа бронхиальной астмы: что такое астма (1 занятие)
Обучение проводится амбулаторно во врачебных или комбинированных астма-школах. Цель обучения родителей в школе бронхиальной астмы — дать необходимую информацию о данном заболевании, чтобы помочь ребенку жить со своей болезнью и управлять ею.
Оптимальным является размер группы в 10 человек. Меньшее количество может быть недостаточным для проведения дискуссии по основным вопросам. Большее число обучающихся затрудняет управление группой. Желательно одновременное привлечение обоих родителей.
В структуре цикла обучения могут быть рекомендованы 6 занятий, продолжительностью по 2 ч каждое.
Ниже приведен перечень занятий, их цели, содержание, рекомендуемое оснащение.
Занятие 1. Что такое астма
Цель: изложить основные сведения о строении и функции органов дыхания в норме и при бронхиальной астме, а также сформировать понимание причин астмы, отработать навыки правильной оценки симптомов болезни.
1. Строение и функции органов дыхания
Человек для жизни нуждается в кислороде. Дышит человек легкими. В них происходит газообмен: кровь насыщается кислородом и отдает продукт жизнедеятельности организма — углекислый газ.
Кислород с вдыхаемым воздухом поступает в легкие через воздухоносные пути. Рассказ о воздухоносных путях: полость носа, гортань, трахея, бронхи, а также об альвеолах и кровеносных сосудах, окружающих альвеолы.
Сведения о дыхательной мускулатуре: межреберных мышцах, диафрагме.
Газообмен в легких
- Сокращение дыхательной мускулатуры, вдох, поток воздуха из атмосферы поступает в альвеолы и приносит с собой кислород.
- Кислород из альвеол поступает в кровь сосудов, окружающих альвеолы. Кровь насыщается кислородом.
- Углекислый газ из крови сосудов, окружающих альвеолы, поступает в альвеолы. Кровь очищается от углекислого газа.
- Расслабление дыхательной мускулатуры, выдох, воздух из альвеол, богатый углекислым газом, через воздухоносные пути выходит наружу.
Строение стенки бронха:
- Слизистый слой (выстилает бронхи изнутри, содержит клетки и железы, вырабатывающие слизь).
- Мышечный слой (у здорового человека мышцы бронхов находятся в расслабленном состоянии).
Иллюстрации: макет органов дыхания, таблица со строением органов дыхания, рисунки (мелом, фломастером).
2. Изменения в бронхах при астме
При бронхиальной астме в бронхах развивается особое неинфекционное хроническое (продолжающееся длительное время) воспаление. При таком воспалении стенки бронхов наполняются различными клетками, которые попадают туда из крови. Одна из таких клеток — эозинофил.
Эти клетки вырабатывают различные вещества. Активные вещества клеток воспаления вызывают следующие изменения в бронхах: отек слизистой оболочки, выделение железами густой вязкой слизи, сокращение мышц бронхов. В результате этих изменений уменьшается просвет бронхов, а следовательно, их проходимость.
Нарушается нормальный газообмен.
Иллюстрации: макет или рисунок среза бронха в норме и при бронхиальной астме.
3. Причины бронхиальной астмы
В основе бронхиальной астмы лежит аллергия. Аллергия — это повышенная чувствительность к тому или иному веществу — аллергену. В настоящее время определены гены (частички наследственной информации), которые ответственны за развитие аллергии.
Такие гены имеют люди с бронхиальной астмой. Эти гены кодируют выработку белков особого типа — иммуноглобулинов класса Е. Иммуноглобулины Е находятся в крови и слизистой оболочке бронхов. Образование иммуноглобулинов вызывают аллергены — различные вещества белковой природы.
При бронхиальной астме аллергенами являются:
- микроклещи домашней пыли,
- домашние животные (шерсть и перхоть кошки, собаки, овцы, лошади, морских свинок, кролика и др.),
- перо птиц,
- библиотечная пыль,
- аллергены тараканов.
Реже в качестве аллергенов выступает пыльца деревьев: березы, осины, дуба, ольхи и др.; дикорастущих и культурных злаков: тимофеевки, райграса, ржи и др.
; сорняков: лебеды, полыни; растений семейства сложноцветных: одуванчика, подсолнечника.
Аллергенами могут быть пищевые продукты (рыба, цитрусовые и др.), споры микроскопических плесневых грибов, обитающих в сырых помещениях, ванных комнатах и кухнях, где имеется течь систем водоснабжения и канализации.
У каждого больного свой спектр аллергенов. Аллергены вдыхаются. В слизистой оболочке бронхов они взаимодействуют с иммуноглобулинами Е. Это приводит к активации клеток воспаления, выделению ими активных веществ. Последние вызывают отек слизистой оболочки бронхов, сокращение мышц, повышение выделения слизи, приводящие к снижению просвета бронхов и приступу астмы.
Кроме аллергенов, приступ астмы могут вызвать другие раздражители:
- табачный дым,
- физическая нагрузка,
- резкие запахи (парфюмерная, бытовая химия, лакокрасочные изделия),
- дым костра,
- эмоции (плач, смех),
- острые респираторные инфекции.
4. Признаки астмы
Астма — хроническое аллергическое заболевание, протекающее с периодами обострения и ремиссии. Обострение — наличие приступов и симптомов болезни. Ремиссия — отсутствие : симптомов заболевания, хорошее самочувствие.
Признаки астмы:
- приступы свистящего дыхания с хрипами, слышными на расстоянии,
- затрудненный выдох;
- приступы кашля;
- чувство сдавления в груди.
Симптомы астмы часто возникают ночью. Обострение болезни развивается при воздействии аллергенов и неспецифических раздражителей. Выраженность симптомов зависит от тяжести болезни.
Выделяют легкое, среднетяжелое и тяжелое течение болезни. Есть признаки, свидетельствующие о скором развитии приступа астмы.
Их называют предвестниками приступа: нарастающие чиханье и/или насморк, покашливание, беспокойство и др.
Иллюстрации: плакат с перечнем признаков астмы.
Контроль знаний
Выберите правильный ответ:
1. Астма — заболевание: а) инфекционное, б) неинфекционное, в) аллергическое, г) острое, д) хроническое.
2. При астме в бронхах происходят следующие изменения: а) развивается инфекционное воспаление; б) развивается аллергическое воспаление; в) улучшается проходимость бронхов для воздуха; г) ухудшается проходимость бронхов для воздуха.
3. Обострения астмы вызывают: а) микробы; б) аллергены; в) различные неспецифические раздражители.
Иллюстрации: лист для тест-контроля.
Задание на дом
- Составьте список симптомов болезни у вашего ребенка. По каким признакам вы можете предугадать приближающийся приступ астмы у ребенка?
- Составьте список возможных источников аллергенов в вашей квартире, возможных неспецифических раздражителей в окружении ребенка.
Также Вам помогут следующие статьи по данной теме:
Источник: http://allergy-cure.ru/metody-lecheniya-allergii/shkola-bronxialnoj-astmy-chto-takoe-astma-1-zanyatie.html
Школа бронхиальной астмы памятка
Астма-школа – это оздоровительная школа, которая помогает людям узнать как можно больше о таком хроническом заболевании, как бронхиальная астма. Большинство больных этим недугом практически не обладают какими-либо знаниями о нем.
Чтобы вовремя принять меры в случае начинающегося приступа, сами пациенты и их ближайшие родственники должны знать все об органах дыхания и о том, какие деструктивные изменения в них могут протекать при поражении бронхиальной астмой.
Описываемое заболевание относится к категории хронических патологий. В течение всей жизни оно перетекает из фазы обострения в фазу ремиссии, и обратно. Школа призвана научить больного следить за своим здоровьем и не бояться возникновения очередного рецидива.
Что такое астма-школа
Школа астмы позволяет всем желающим пациентам с бронхиальной астмой пройти обучение. Уроки в данном учреждении разделены на курсы, в течение которых пациентам будут изложены специальные темы, позволяющие в будущем не допустить появления приступов и связанных с ними осложнений.
На занятиях пациенты с бронхиальной астмой изучают, как развивается заболевание, каких правил стоит придерживаться в повседневной жизни, чтобы облегчить его симптомы. Кроме того, очень важно научиться принимать экстренные меры в случае возникновения приступа – иногда это может спасти жизнь.
Кто может посещать занятия
Школа здоровья для больных бронхиальной астмой готова принять каждого человека с данным заболеванием вне зависимости от пола и возрастной категории. При этом неважно, в какой форме протекает болезнь и сколько она длится. В расчет принимается лишь тяжесть заболевания. Для людей с астмой в тяжелых формах организуются вспомогательные уроки в частном порядке.
Детские группы школы здоровья функционируют на базе больниц и пульмонологических центров. В таких школах детей-астматиков обучают необходимым приемам самопомощи, а всю важнейшую информацию излагают более доходчиво, чем для взрослых.
Постоянные слушатели школы смогут получить все необходимые знания о данном заболевании, а также выработать полезные привычки для повседневной жизни.
Основные цели и задачи школы
Любой человек обязан уметь следить за своим здоровьем и вовремя реагировать на появление необычных симптомов. Для пациентов с приступами астмы контроль самочувствия является жизненно важным умением.
Больные должны быть осведомлены о причинах развития заболевания, а также о том, какое лечение будет эффективным в том или ином случае. При этом стоит понимать, что если не обладать необходимыми навыками, то любой приступ в будущем может обернуться осложнениями, вплоть до смерти.
Школа здоровья при бронхиальной астме помогает пациентам достичь следующих целей:
- избежать прогрессирования заболевания;
- получить базовые знания о течении болезни и о приемах самопомощи;
- научиться определять уровень сложности заболевания без чьей-либо помощи;
- ознакомиться с начальными симптомами астматического удушья;
- изучить приемы быстрого купирования приступов астматического удушья;
- изучить способы профилактики обострений;
- получить общие сведения о том, как научиться контролировать приступы заболевания;
- ознакомиться с информацией о новейших способах терапии астмы;
- научиться применять всевозможные приспособления – врач продемонстрирует приемы использования ингалятора, небулайзера и спейсера;
- получить знания о том, как самостоятельно контролировать протекание заболевания;
- выработать повседневные привычки, которые сведут к минимуму риск возникновения обострений.
Деятельность школы бронхиальной астмы направлена главным образом на обучение пациентов правилам поведения и особым приемам, которые позволят сохранить им жизнь как можно дольше. Поэтому главные задачи школы здоровья состоят в том, чтобы:
- обеспечить пациентам полноценные условия обучения;
- понятно и подробно ответить на многочисленные вопросы;
- научить практическим приемам;
- убедить пациентов в необходимости ведения здорового образа жизни и соблюдения особого режима и правил.
Если пациенты отнесутся к процессу обучения ответственно и будут следовать рекомендациям врачей, качество их жизни существенно улучшится.
Программа занятий
Школа здоровья для пациентов бронхиальной астмой работает по специальной программе обучения, в которой предусмотрены персональные и коллективные занятия.
В программе лекций рассказывают о следующем:
- Что такое астма, какое строение у системы дыхания.
- Правила использования медпрепаратов, в частности кортикостероидов.
- Особенности «ночной» астмы и причины ее обострения.
- Лечение заболевания немедикаментозными способами.
Помимо лекций и бесед, практикуются дискуссии, рассматриваются всевозможные примеры реальных ситуаций. Важнейшим элементом занятий является легкое общение, а также обмен мнениями между пациентами. Это в некоторой степени снижает превалирующую роль врача, наделяет больного большей верой в свои силы. Любые коллективные занятия комбинируются с персональными.
План личных занятий при астме будет следующим:
- Уточнение симптомов и особенностей протекания болезни у каждого отдельного человека.
- Обучение корректному применению ингаляторов.
- Особое внимание обращают на процесс обучения пациента приемам лечения, которые были бы эффективными в той или иной ситуации.
- Важнейшим элементом обучения является изложение информации о правильном поведении во время приступа удушья, способах быстрого и корректного применения лекарств при астме. Кроме этого, больным расскажут, в каких случаях можно воспользоваться приемами самопомощи, а когда важно своевременно обратиться за помощью к врачу.
Источник: https://hpt-kld.ru/shkola-bronhialnoy-astmy-pamyatka/
Чему учат в астма-школе?
Врачу, во время осуществления приема больного с бронхиальной астмой довольно трудно подать всю необходимую информацию о заболевании и особенностях его лечения.
Ограниченные временными рамками специалисты лишь в общих чертах описывают необходимые для больного мероприятия и ограничения. Именно поэтому астма-школа является достаточно важной формой коллективного образования для пациентов с бронхиальной астмой.
Именно здесь астматики имеют возможность научиться эффективно справляться с приступами патологии, а также предотвращать их появление.
Что такое астма-школа?
Школа для больных бронхиальной астмой, а в случае ведения маленьких пациентов и их родителей, представляет собой специализированные образовательные курсы.
Программа этих курсов преподается в виде лекций и семинаров, в ходе которых их участникам разъясняется механизм появления и правильного контроля болезни.
[attention type=yellow]При этом слушатели курсов обязательно принимают активное участие в образовательном процессе, делясь своим личным опытом, решая ситуационные задачи в ходе ролевых игр.
[/attention]В большинстве случаев такие астма-школы организовываются в специализированных пульмонологических центрах или иных медицинских учреждениях. В ходе каждого занятия слушатели курса могут задавать интересующие их вопросы и расширять имеющиеся знания. Обычно обучение в астма-школе длится 5-10 занятий по 1-1,5 часа каждый.
Кто может посещать занятия?
Проходить обучение в школе астмы могут больные любой возрастной группы, у которых наблюдается бронхиальная астма, ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких). Также занятия в астма-школе могут посещать родственники астматика, независимо от возраста больного.
Занятия в астма-школе могут посещать любые возрастные группы
Обычно занятия проводятся по группам, в каждой из которых находится по 7-12 человек.
Большее количество людей в одну группу не набирают для обеспечения возможности качественного донесения материала и возможности пообщаться со слушателями курса.
Чаще всего группы распределяются по возрастному критерию, поскольку такая градация обеспечивает более высокую эффективность занятий.
Для детей астматиков также в астма-школе проводятся отдельные занятия, на которых они присутствуют с родителями и вместе обучаются методам самоконтроля патологии.
Основные цели и задачи астма-школы
Каждое из занятий, проводимых для больных бронхиальной астмой в специальной астма-школе, нацелено на расширение знаний пациента о патологии, и методах борьбы с ней. При этом основными целями обучения являются:
- Ознакомление астматиков с принципами и методами проведения самооценки и самоконтроля состояния в домашних условиях. Обучение принципам правильного ведения дневника пациента с бронхиальной астмой.
- Обучение правильному и своевременному оказанию доврачебной помощи и самопомощи при возникновении симптомов патологии.
- Подробное изучение механизма возникновения болезни, а также факторов, провоцирующих симптомы и усугубляющих течение астмы. Определение возможных рисков развития осложнений патологии.
- Прививание пациентам с бронхиальной астмой принципов здорового питания, а также особенностей приема пищи при наличии данного заболевания. Важным моментом является разъяснение астматикам причин запрета отдельных продуктов питания и механизмов их негативного воздействия на организм больного.
- Убедить в необходимости бросить курение. При этом пациенты должны учитывать, что колоссальный вред их организму наносит не только активный процесс курения, но и статус пассивного курильщика. Причина этого состоит не только во вдыхании табачного дыма, но и в том, что опасные частицы смол и металлов, высвобождающиеся при сгорании табака, легко оседают на одежде и теле не только самого курильщика, но и окружающих его людей.
- Обучение принципам правильного использования пикфлоуметра и самостоятельной оценки и контроля получаемых в ходе исследования результатов.
Главной целью всех занятий в школе астмы является формирование у пациентов стойкого убеждения в необходимости использования любых путей и возможностей к выздоровлению.
Для правильного и точного соблюдения всех рекомендаций врача больной должен знать, что результат терапии во многом зависит именно от его стараний и уверенности в положительном итоге лечения.
Задачами школы астмы являются:
- Предупреждение прогрессирования заболевания;
- Профилактика обострений и развития осложнений на фоне астмы или ХОБЛ;
- Обучение методам здорового образа жизни и самоконтроля состояния, для обеспечения полноценной жизнедеятельности пациента и укрепления его общего здоровья. Это позволит не только предупредить развитие сопутствующих патологий, но и существенно снизит риски возникновения инвалидности и смертности среди больных бронхиальной астмой;
- Информирование слушателей курсов школы астмы о необходимости регулярного контроля состояния здоровья;
- Качественное повышение медицинских знаний о пульмонологии;
- Определение потенциала полного избавления от проявлений бронхиальной астмы, а также его использование для улучшения качества и продолжительности жизни больного.
В результате уроков в школе астмы больной должен ознакомиться со строением дыхательной системы и принципами ее работы в здоровом состоянии и при астме.
Астматику необходимо усвоить принципы обеспечения гипоаллергенного режима в условиях дома и мест наиболее частого пребывания.
Также пациент должен научиться принципам самодиагностики, методам контроля болезни и безопасной корректировке лекарственной терапии.
Методика организации занятий
В школе бронхиальной астмы занятия носят тематический характер. Каждый последующий урок рассматривает новую тему, постепенно углубляясь от общих сведений о болезни, к методам ее эффективного и безопасного лечения и контроля.
Для обеспечения хорошего усвоения рассматриваемого теоретического материала, каждое занятие условно подразделяется на несколько последовательных частей:
- Изложение теоретических основ. Все медицинские данные и факты при этом преподносятся на простом и доступном языке с использованием наглядных рисунков-схем.
- Опросная и семинарная часть, в которой слушатели курса отвечают на поставленные врачом вопросы и делятся собственным опытом.
- Практическая часть. Предполагает развязывание ситуационных примеров и задач, а также использование необходимых приспособлений, о которых шла речь в теоретической части.
Практическая часть в астма-школе
По окончании очередного урока слушатели курса могут задать интересующие их вопросы.
Программы и темы обучения
Поскольку школа бронхиальной астмы не является обязательным медицинским или образовательным учреждением, то четкой и урегулированной на государственном уровне учебной программы в нем нет. В большинстве случаев, разработкой образовательного плана, схем и тематики занятий в школе бронхиальной астмы, занимается отдельный ответственный врач или группа специалистов.
Основными тематиками, которые охватывает курс обучения в астма-школе являются:
- Характеристика заболевания и способов его проявления;
- Рассмотрение методов и средств для контроля состояния больного;
- Изучение способов управления астмой с помощью лекарственных препаратов различных форм выпуска. Также здесь могут рассматриваться и принципы использования вспомогательных приспособлений, таких как ингаляторы и спейсеры;
- Методы проведения эффективной и безопасной лечебной физкультуры;
- Способы лечения и профилактики простудных заболеваний, как одних из провокаторов обострения астмы;
- Правила питания и закаливания астматиков.
В большинстве случаев темы занятий в астма-школе излагаются в такой последовательности:
- Определение бронхиальной астмы и симптомов ее проявления. Изучение строения бронхов. Рассмотрение причин развития астмы и последствий аллергического воспаления тканей в бронхах.
- Взаимосвязь аллергии и астмы. Причины и механизм появления аллергических реакций. Методы предупреждения аллергии и астмы. Основы и важность проведения аллерготестирования, а также особенности различных диагностических методов.
- Способы самоконтроля аллергии и астмы с помощью пикфлоуметра. Подробное рассмотрение устройства пикфлоуметра, принципа его работы, методики использования и оценки полученных результатов. Способ определения индивидуальных норм в показателях прибора. Ведение дневника пикфлоуметрии и прогноз течения астмы на основании полученных данных.
- Определение понятия триггеров астмы. Влияние вирусных инфекций и отдельных внешних раздражителей на тяжесть состояния больного. Рассмотрение возможностей проведения физических нагрузок для больного бронхиальной астмой. Изучение особенностей постановки диагноза и принципов подбора лечения. Важность предотвращения эмоционального и физического перенапряжения.
- Виды ингаляторов, предназначенных для купирования симптомов астмы, принципы их подбора и правильного применения. Гормональные и противовоспалительные лекарственные средства для лечения астмы. Необходимость и способы безопасного использования стероидов и глюкокортикостероидов при терапии бронхиальной астмы.
- Профилактические мероприятия и методы эффективного и безопасного лечения простудных заболеваний, а также вирусных инфекций при астме.
- Понятие ночной астмы и методы профилактики возникновения приступов, в ходе которой необходимо максимально очистить помещение для отдыха от потенциальных аллергенов.
- Профилактика пищевой аллергии.
- Эффективные методы лечебной физкультуры и физиотерапии при терапии бронхиальной астмы.
- Признаки затяжного обострения астмы. Симптомы недостаточного контроля патологии. Профилактика приступов удушья и методы экстренной помощи при особо тяжелых случаях проявления болезни.
Занятия в астма-школе
При составлении таких учебных планов обязательно учитываются наиболее современные знания о патологии и методах ее устранения.
Критерии оценки эффективности занятий
Оценка эффективности занятий в школе бронхиальной астмы может проводиться обычно на заключительном занятии курса.
При этом учет полученных знаний может проводиться как в форме тестирования слушателей, так и в виде устного опроса. В любом из случаев оценка эффективности занятий выражается в процентном эквиваленте правильных ответов.
Положительным итогом является результат, при котором материал группой усвоен более чем на 80%.
[attention type=red]По окончанию школы астмы больной становится не только пациентом, но активным участником терапевтического процесса и полноценным партнером лечащего врача в вопросах собственного выздоровления.
[/attention]Источник: https://zdorovie-legkie.ru/astma-shkola-01/